RedTata | Дата: П`ятниця, 25.10.2013, 23:44 | Повідомлення # 64 |
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Статус: Offline
| длинно, но кому-то может оказаться полезно. я многое в паззл складываю, это в него входит идеально.
Восстановление контакта с телом. Биоэнергетический подход в работе с травмой. д-р Фрэнк Хладич.
В последние годы, мы как терапевты, все больше и больше встречаем клиентов, говорящих о различных формах насилия. Я использую понятие «темы про насилие», чтобы описать категорию в целом, включающую в себя физическое, сексуальное, и конечно, эмоциональное насилие. Очень часто мы не добираемся до темы насилия как таковой пока не продвинемся в терапии достаточно далеко. Но обычно, мы можем идентифицировать клиентов с последствиями насилия, так как они имеют, преимущественно, два типа защит: они либо погружены в себя – скрывают себя, либо они диссоциированы от чувств. Иногда отделение от чувств осознанно, а иногда нет.
Когда я спрашиваю клиентов как они переживают свое тело, они отвечают иногда, что ненавидят «это», находят уродскими некоторые части или вообще не могут чувствовать тело. Удивительно бывает слышать как они говорят: «Хорошо, я вижу свои ступни, ноги но я не чувствую их». В терминах описания характера, те клиенты, кто уходят в себя – стремятся жить для других. Они не чувствуют право, что имеют право быть здесь. Они чувствуют, что имеют право на существование только если могут что-то сделать для кого-то. Те же, кто дистанцируются от чувств – живут в своем воображении.
Говоря о защитах, те кто подвергались насилию не могут чувствовать свое тело и подавляют истинные чувства, включая злость, страх и грусть. Они также подавляют и содержание этих чувств. Иногда, в начале, они говорят, что у них было прекрасное детство, и все думали, что их семья была идеальной. Они также мыслят нереалистично и в других областях. Когда мы смотрим на такие тела, то часто замечаем недостаток жизненности. В теле нет единства частей. Очень часто мы видим недостаток энергии в руках, в кистях и лодыжках. Люди могут сказать: «Я действительно не чувствую, что мои люди соединены с плечами». Часто они страдают самоуничижением. Они продолжают чувствовать себя жертвами.Собственно, цели нашей терапии – восстановить или создать позитивные переживания в теле, соприкоснуться с реальными чувствами, прежде всего с базовыми: злости и страха, заново обучить плакать. Такие люди нуждаются в новой реальности, в реальности этого взрослого тела «здесь-и-сейчас, этого мужчины и женщины, этого времени. Если кратко, то главная цель терапии – это чувствовать себя живым телесно.
Таким образом, основная терапевтическая работа направлена на усиление движения, открытия дыхания, развития способности выражать протест, помочь опустить энергию в нижнюю часть тела (прим. речь идет о понятии «заземление») и развить навыки говорить «нет». Работа с биоэнергетическом стулом открывает возможности для дыхания, плача, отпускания (прим пер. - моя профессиональная позиция, что использование стула навязывает объектное отношение к телу, как к механизму, который надо через упражнения со стулом перенастроить). Телесная работа с паттерном отталкивания открывает путь к чувствованию, выражению и контакту с силой тела. Как сказал Александр Лоуэн: «Мы хотим работать так, чтобы наши клиенты развивали такой же как у нас уровень самоосознавания, самовыражения и самообладания».
Но проблема в том, что многие клиенты настолько испуганы или так дисоциированы от тела, что им трудно начать делать даже самые базовые биоэнергетические упражнения. И мы должны смотреть в чем проблема, что привело к такому ментальному негативному переживанию себя. Такие люди, похоже, не получали безопасного контакта. Они не получали безопасного контейнирования от родителей. Они точно не получали поддержки: ни эмоциональной, ни физической. Таким образом, сейчас они не способны чувствовать собственное пространство, их собственные границы. У них нет ощущения собственной спины. Спина – это самая крупная зона тела; это то, что держит нас вертикально и в контакте, и дает нам реальное ощущение себя.
Травмированные люди не могут расширяться безопасным способом. Диссоциированные от тела могут расширяться только внутрь, в свои фантазии. Они не могут чувствовать собственный потенциал, собственные возможности. Они не могут сделать выбор. Все что они могут делать – это реагировать тем способом, который кажется им безопасным, идти путем, который, как им кажется, является наиболее быстрым способом облегчить боль. Хотя некоторые клиенты могут говорить достаточно хорошо и интеллектуально, на самом деле они потеряли собственный голос, ощущение способности звучать, связь с внутренней энергией, жизненностью тела. Они живут с ощущением, что не имеют голоса в желании заявить о своих собственных делах.
Удивительно то, как такие люди могут эффективно функционировать на определенных уровнях. Многие из них являются профессионалами, компетентными в различных областях. Но когда они хотят что-то реальное для себя в сфере чувств, отношений или интимности, там появляются проблемы, что порождает страх. Другой фактор, который я наблюдаю на протяжении многих лет, что любой зажим в теле или диссоциация от чувств, способствует уменьшению сенсорного восприятия, бывает что радикальному.
Иногда я просил людей соединить пальцы, и спрашивал могут ли они почувствовать их. Они отвечали, что видят пальцы сомкнутыми, но на самом деле их не чувствуют. Таким образом, если они коснуться меня, они не смогут почувствовать то же, что вы и я. Ничего не опознается в прикосновении. Они могут посмотреть на свои ноги и сказать: «Хорошо, я вижу свои ноги, но не чувствую их». Эти мелочи добавляются к их опустошенности и одиночеству. Как-будто они живут в пустоте. Понемногу, на протяжении нескольких лет, я наблюдал таких людей, слушал их, и они давали мне сигналы о том, что им нужно. Видя сигналы, я начинал помогать им – начинал базовую работу по развитию экспрессии в биоэнергетическом анализе, которая поднимает уровень энергии и жизненности. Я обнаружил, что попытки поднять уровень энергии таким способом, приводят к усилению страха и увеличению диссоциации от тела. Я прошел через ошибки и испытания прежде чем понял, разные люди требуют разного подхода. Я намерен был найти мост, который помог бы им попасть из точки где они находятся в зону, где реально работать биоэнергетически. Запястья как символ границ. Конечно, сначала мы начинаем с заземления: ступни, колени, бедра. Следующий шаг – осознавание кистей. «По мере того, как вы начинаете чувствовать кисти, начинается выстраиваться граница» - говорю я. «Вот так мы выстраиваем границы кистями рук (рисунки в статье прилагаются – прим. пер.). Мы можем это делать ногами и лодыжками – это биологический способ выстраивать границы (прим. пер. - имеется ввиду, что ощущение равновенсия и устойчивости, способствуют лучшему ощущению сначала своего тела (физических границ) и чувств, что помогает распознавать более тонкое ощущение личного пространства (энергетических границ). Все везде знают, что это значит. Просто начните выстраивать свои границы сейчас, и чувствуйте свое пространство». Это не абстрактно. Наше пространство – наше пространство – это наше энергетическое поле. Я всегда предлагаю двигаться от середины спины, чтобы клиент начинал чувствовать эту важнейшую часть тела. Все крупные мышцы там связаны с диафрагмой и дыханием. Если мы можем в процессе заземления почувствовать спину, то мы можем почувствовать одновременно и ноги и руки. Сразу же мы начинаем искать голос, и поддерживаем клиента найти этот голос. Позволить себе звучать- это нормально.
Cледующее, что должен сделать клиент – это посмотреть на вас и установить свои границы в контакте с вами, а не с пустотой. Часто люди бывают напуганы пустотой. Им важно знать, что есть кто-то с кем можно быть в контакте, и кто может контейнировать их чувства (прим пер – в клиент-терапевтических отношениях именно терапевт берет на себя функцию контейнера для чувств клиента в определенные моменты), потому что в их опыте не было такого человека в прошлом или это был тот кто их травмировал. Им надо знать, что тот, кто собирается быть с ними в контакте, не будет вторгаться в их пространство, и не будет совершать никакого насилия. В первую очередь, клиенты должны чувствовать их кисти, руки и спину. Потом я встаю перед ними, направив руки ладонями по направлению к лицу клиента. После этого они могут начать выстраивать свои границы, одновременно контактируя со мной. Они могут взять достаточно пространства, одновременно контактируя с другим человеком, но без вторжения. С клиентами, которые погружены в себя и диссоциированы, бывает, что только тогда, когда они начинают контактировать и немного толкать, обращая внимание на свои ступни, лодыжки, ноги, бедра, таз и весь позвоночник – поясничный, грудной и шейный отдел, снизу вверх к голове, а затем ведя внимание вверх от плеч к руками и кистям, они начинают телесно переживать себя.
Если клиент переживает пустоту, а вы говорите «почувствуете тело», то они теряются. У них нет способа обнаружить себя. И в этом вы должны им помогать. Иногда нужно повторять эти упражнения день за днем, чтобы клиенты могли это почувствовать. На протяжении этой работы, я предлагаю клиентам использовать голос, чтобы говорить «нет». И нужно почувствовать «нет» в самом теле, всем покровом тела если они собираются сказать «нет» в их жизни, за пределами кабинета терапевта. Спина как основа.
Я интересовался функциями спины 45 лет, с того момента как проходил ординатуру в армии в Сан-Франциско, где я сопровождал нескольких человек на протяжении их лечения по поводу болей в спине. В основном это были люди, с которыми не знали что делать ни неврологи, ни психиатры, ни ортопеды. Я вызвался добровольцем с целью поработать с этими пациентами в течении нескольких месяцев. Эта работа позволила мне ясно понять как спина держит нас вертикально, объединяя и давая нам ощущение себя.
Спина – это место где мы в основном чувствуем поддержку. Если мы получаем поддержку в детстве физически или эмоционально, мы чувствуем, что «наша спина прикрыта». Я замечал, что молодые мамы, которые находятся в контакте с собой, всегда держат ребенка так, чтобы поддерживать его спину и голову. Для того чтобы помочь клиентам лучше чувствовать спину и понять, что значит чувствовать эмоциональную поддержку, я иногда буквально предлагаю им постоять со мной спиной к спине. Это положение позволяет им узнать, что у них есть спина, и что это хорошо, когда есть поддержка. Большая часть из них никогда не получали такую помощь до этого. Иногда важно бывает просто отпустить голову - некоторые люди предпочитают находиться в голове. Они чувствуют, что все время должны быть на чеку. Если им удается почувствовать свою голову физически, не только интеллектуально, и ослабить напряжение в шее, они начинают чувствовать остальное тело как единый организм, а не только доминирующую голову, продолжающую пытаться понять, что происходит не так. Кроме того, я прошу клиентов почувствовать кости. Благодаря этому, они могут почувствовать свою основу, а не только переживать себя дрожащей массой страха и боли. Я говорю: «Почувствуйте свои кости в пальцах ног, ступнях, лодыжках, бедрах». Я делаю это очень медленно, поэтому они действительно начинают чувствовать себя с ног до головы.
Большинство этих людей, когда они напуганы, чувствуют себя очень маленькими. И не важно насколько они велики в реальности, когда они чувствуют страх и беспомощность, то переживают себя очень маленькими. По мере того, как они чувствуют свои кости, они начинают чувствовать себя больше и сильнее. Начинают чувствовать разницу между прошлым, когда они действительно были маленькими и беспомощными, и настоящим, в котором они будучи взрослыми, реально больше не беспомощны. В продолжении работы как в сессии, так и с собой, клиенты все больше обретают себя физически. Они чувствуют свою опору, ступни, бедра и спину.
Дальше они чувствуют свои границы, и постепенно начинаю взращивать идею, что они имеют право на собственное тело и собственное пространство. После этого можно приступать к классической биоэнергетической работе с эмоциями через движение, дыхание, плач, пинание, удары и т.д. Когда эти люди начинают испытывать такую энергию и живость, они становятся свободными. Они больше не чувствую себя жертвами в ловушке. Они могут работать над сексуальностью, болью и страхом пока не начнут хорошо относится к сексуальности. Продвигаясь через Эдипов комплекс, и начиная получать удовольствие от того, что они мужчина и женщина, они приобретают способность любить, брать и отдавать в отношениях с другими. На самом деле возможно иметь новую реальность настоящего момента. С таким чувством жизни в теле, очень приятно быть живым. Перевод: Николай Павлов и Елена Глебковская. источник
Люблю Україну... :)
|
|
| |