Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
[ Нові повідомлення · Учасники · Правила форуму · Пошук · RSS ]
  • Сторінка 1 з 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форуму: Galchonok  
"Травля" в коллективе
RedTataДата: Вівторок, 21.12.2010, 21:17 | Повідомлення # 1
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Нагороди: 28
Репутація: 47
Статус: Offline
Уже третий день перевариваю одну дискуссию в ЖЖ по поводу того, как должны поступать родители, если их ребенок попадает в немилость и подвергается травле.
Все ждала окончательного поста психолога, дочка которой попала в эту ситуацию, чтобы оформить и свое мнение.
Для меня это актуально вдвойне, ибо, как я писала, мой ребенок часто попадает под роль жертвы, а ему всего 5 лет. И я видела, что мое поведение не дает результатов, а значит стоит вести себя иначе. Только как вести - придумать не могла.
Я согласна с автором поста, что травля - это уже не тот момент, где стоит "начинать с себя". Ибо вопрос стоит не в "получение опыта" и т.д. Вопрос идет о психологическом насилии несформировавшегося человека. В общем, вот, собссно, заключительный пост беседы:


Люблю Україну... :)
 
RedTataДата: Вівторок, 21.12.2010, 21:18 | Повідомлення # 2
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Нагороди: 28
Репутація: 47
Статус: Offline
Весь день читаю порциями комменты всех, кто побывал с той и с другой стороны. Волосы дыбом. Получилась какая-то энциклопедия детского горя. Особенно пробили воспоминания тех, кто участвовал в травле, чтобы самому не стать козлом отпущения. Кто боролся изо всех детских сил, чтобы удержаться на предпоследнем месте и не попасть на последнее. Возникла страшная ассоциация с децимацией. Это когда всех строят в шеренгу и каждого десятого того... в расход. И когда считают, у первых-то быстро отлегает. А вот девятому... он очень дорожит местом девятого, а не десятого. Школьные годы чудесные. А от ассоциаций с процессами, происходящими в обществе, вообще мурашки по коже.

Спасибо всем за слова поддержки, но конкретные рекомендации, если честно, в большинстве своем шокировали. Не знаю, может, я сама спровоцировала такое выражением "чтоб мало не показалось", но я точно не драки имела в виду!
Многие отмечают, что их самих не защищали, поэтому сейчас они порвут за детей. Такая компенсация межпоколенческая. Оно и понятно, но все равно страшновато. Тут вспоминали уже нападения на учителей. К этому идет, что ли? Да и ребенка чужого пойти треснуть... Чем это лучше исходной ситуации? Чтобы с синяком не только мой, но и тот? И где, кстати, гарантия, что он потом не треснет моего или вообще не прирежет? "Жалеть своего, не жалеть чужих. " Шантажировать школу пожарными и СЭСом... Перенаправить травлю с этого ребенка на другого. Все это продолжение той же безумной реальности, принятие этих правил игры.
Самому ребенку дать команду "гасить"? И? Знаете, сколько случаев, когда в результате он же и оказывался виноват? Или покалечен? Кроме того, это ведь все то же: "изменись сам". Моей, например, для того, чтобы начать стульями кидаться, надо было бы измениться внутренне. И тогда смысл?
Ну, уйти -- понятный совет. Не знаю, правы ли мы были, что не ушли сразу. Мы предлагали ребенку все время. Дочка не хотела бросать друга. А может, боялась, что в статусе новенькой снова огребет. Может, надо было настоять. Не знаю.

Я предлагаю все же исходить из того, что и ребенок, и семья, имеют право сохранить в этой ситуации свою систему ценностей.
И, кстати, именно поэтому расматриваю вариант ухода как крайний. Потому что непонятно, почему уходить должен тот, кто никого не трогал и ничего плохого не делал. Конечно, кроме случаев, когда ребенку явно невмоготу и он просит уйти. Или просто опасно. Тут уже не до принципов.

Многие спрашивают: почему это возникает? Потому что такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это какраз возраст предподростковый, но сейчас все раньше становится, сдвигается в 8-9 годам. Им жизненно нужно чуство групповой сплоченности. Всем, кроме особо ярких интдивидуалистов. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, общая цель у них, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли -- отучились -- разошлись.
А оно надо.
И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает счастье. Многие в комментах отмечали особое упоение, удаль, веселье, эйфорию, которые охватывают участников травли. Потому что они -- ВМЕСТЕ. И они -- ХОРОШИЕ. Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется. И тут такая возможность. Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то.
Само выражение "козел отпущения" пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и зафигачивать его в пустыню, на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла -- свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир. Ну, нам вообще далеко ходить не надо, в свете последних событий.

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно, есть. Но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, среднячками и "особыми", но при этом без насилия. Поэтому меня этот подход не устраивает. Можно объявить, что это, мол, у них такое распределение, и просто он омега, и все. Всем расслабиться.

Между тем вопрос, на мой взгляд, именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а другие-то нет. Живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.
А мы что имеем? Учителя сплошь и рядом вобще считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут. Этому, кстати, учат где-нибудь? В программе педвузов хоть говорят о таком феномене, как травля? Есть и такие, что сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом. Иногда невольно провоцируют. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок -- эстафета. Всем весело, учителю легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что "подвели команду". Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.

Ну, а дальше вступают в силу действие системных законов. После того, как группа назначила "козла отпущения" и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе -- дело может далеко зайти. "Повелитель мух" или "Чучело" -- там все подробненько описано.

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии. Когда перекрыты каналы для направления агрессии по адресу, к источнику унижения и попрания прав -- в нашем случае наверх, к властям -- агрессия расползается вширь, лезет во все дыры, проникает в щели. Она в воздухе разлита, а уж форма найдется.
источник


Люблю Україну... :)
 
RedTataДата: Вівторок, 21.12.2010, 21:22 | Повідомлення # 3
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Нагороди: 28
Репутація: 47
Статус: Offline
У нас в школе в свое время травли не было. Наверное потому, что наш класс постоянно хотели расформировать и у нас таки была вот эта общая, объединяющая цель - доказать право на свое существование. Да, по сути в классе было три группы (мальчики, девочки-гуляки и девочки-тихони), но мы между собой ладили и травли никому не устраивали.
Сейчас, наблюдая за ситуацией на детской площадке с моим малым, и прочитав вот этот коммент психолога, я многое окончательно для себя прояснила, а ещё сформулировала (кажется), как я буду поступать, если картинка ещё раз повторится в этой конкретной компании.
* * *
А у вас был опыт травли вас или вами, у ваших детей?


Люблю Україну... :)
 
ЦыбулькинаДата: Вівторок, 21.12.2010, 21:34 | Повідомлення # 4
Вдохновительница улыбки
Група: Дружим :)
Повідомлень: 2962
Нагороди: 10
Репутація: 14
Статус: Offline
У нас когда кого-то начинали травить, то вмешивались учителя, проводили "классные часы", разбирались, было что-то вроде товарищеских судов и ситуации разруливались. Сейчас, насколько я знаю, таких учителей и такой практики воспитательной уже нету. cry Сейчас кто круче тот и прав, родители вмешиваются, начинаются межсемейные "ворожнечи", вощем бред.

Женька 05.01.06
Марийка 29.01.11
 
Enn_NadiaДата: Вівторок, 21.12.2010, 22:25 | Повідомлення # 5
Лисичка со скакалочкой
Група: Дружим :)
Повідомлень: 2896
Нагороди: 6
Репутація: 8
Статус: Offline
У нас в классе 1-3-м частенько травили меня. Девчонки. За то, что со мной дружили мальчики. Причем именно дружили, как с мальчиком. Потом, классу к 5-му это как-то угасло, у меня появилась подружка.

Денис 19.05 1998 Артем 27.10 2000 Демьян 26.06 2010
Делай что хочешь - и будь что будет
Заходите, гостями будете
 
ЛучинкаДата: Вівторок, 21.12.2010, 22:53 | Повідомлення # 6
Снежная волшебница
Група: Администрируем
Повідомлень: 1550
Нагороди: 6
Репутація: 5
Статус: Offline
Я была объектом травли в школе. Кажется, против меня были все, и мальчики и девочки. Ну, были ещё пара девочек как я. Для меня это было очень тяжёлое время и воспоминания тоже очень тяжёлые. Родители меня никогда не поддерживали и не защищали и от этого было больно и обидно вдвойне.
Мало что могу вспомнить конкретно, особенно о своих ощущениях и желаниях. Не знаю, хотела бы я поменять школу. Наверное, хотела бы и не побоялась быть новенькой. Но вот подумалось, хорошо что у родителей были свои мотивы и хотя они не понимали меня, но стремились заботиться по-своему. В 11-м классе меня всё же перевели в другую школу, с не такими высокими требованиями, чтобы улучшить аттестат. Там класс меня сразу принял и даже признал в какой-то степени авторитетом. Появились и ухажёры среди мальчиков и девочки чуть ли не ссорились чтобы сидеть со мной за одной партой. Но "изгой" там уже был свой и я явно не становилась в ряд с той девочкой. хотя её не травили, а просто избегали и насмехались за спиной. Ну, она была правда диковатая...


Нормальные люди не бывают без странностей (с)
 
АйрисДата: Середа, 22.12.2010, 12:04 | Повідомлення # 7
Кулинар романтичного настроения
Група: Дружим :)
Повідомлень: 1840
Нагороди: 5
Репутація: 6
Статус: Offline
У нас не было травли. Класс был очень дружный, но все-таки были не то чтобы изгои (хотя кто его знает, как они себя чувствовали), просто те, которые не участвовали в "нашей тусовке".
Но вот есть ситуация не очень конечно подходящая, но я тоже не особо понимаю, как правильно реагировать. Мою дочку в садике постоянно толкает одна девочка. И вот она расстраивается, мне вечером рассказывает, но ничего не делает. Папа провел беседу на тему"ты ее тоже толкни, чтобы она знала!", но Ксю не хочет толкаться. И вот что делать? Другое дело, что я видела как мама этой девочки с ней общается и я понимаю, что то, что она толкается - это просто защитная реакция, но мне-то что делать?
 
RedTataДата: Четвер, 23.12.2010, 21:43 | Повідомлення # 8
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Нагороди: 28
Репутація: 47
Статус: Offline
Лучинка, а как ты считаешь - как это отразилось на твоем характере? это тебя сделало сильнее? это повлияло на твою самооценку?
мне грустно читать истории, где родители не поддерживали. но это, наверное, не совсем в эту тему вообще - про поддержку родителей.
Айрис, вот-вот. я уже пыталась учить нравоучениями - толкать в ответ, оттолкнуть, то есть себя защитить.
Но ты понимаешь, насколько я сейчас переосмыслила картинки и ситуации - дети ещё слишком малы, чтобы самостоятельно осознать мотивы поступков и отреагировать адекватно. ведь если не хочет толкаться - это же тоже хорошо! а тут получается двойной стандарт - толкаться нельзя, но при этом и можно. Им пока трудно понимать. а потом, когда подрастут, к примеру, почему можно было толкаться в ответ раньше, а сейчас - лучше конфликты решать словесно?
если дело происходит в садике/школе, то в первую очередь воспитатель должна контролировать ситуацию и давать детям занятие, которое их будет объединять (это если разговор уже о коллективной травле). то есть их (детей) нужно направлять в конструктивное и позитивно-созидающее русло, иначе они сами быстро найдут деструктив.
а вот если в индивидуальном порядке... я не знаю, правильно ли я поступаю, но если происходит при мне и мама обидчика не реагирует, то тогда реагирую я. просто говорю - а зачем ты так делаешь? а тебя толкали? ну, а если не при мне... то даже не знаю. мы же в садик не ходим. мне кажется, там стоит поговорить с мамой и с воспитательницей. в конце-концов, воспитательница отвечает за деток.


Люблю Україну... :)
 
ЛучинкаДата: Четвер, 23.12.2010, 22:22 | Повідомлення # 9
Снежная волшебница
Група: Администрируем
Повідомлень: 1550
Нагороди: 6
Репутація: 5
Статус: Offline
RedTata, повлиять может и повлияло - я стала ещё больше "не такая как все". Сильнее не сделало, потому что справиться с этим я не могла, только пережить. А отсутствие поддержки от семьи в экстренной ситуации дпло наоборот понимание своей слабости, беззащитности и одиночества.

Нормальные люди не бывают без странностей (с)
 
RedTataДата: Четвер, 23.12.2010, 22:59 | Повідомлення # 10
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Нагороди: 28
Репутація: 47
Статус: Offline
Quote (Лучинка)
А отсутствие поддержки от семьи в экстренной ситуации дпло наоборот понимание своей слабости, беззащитности и одиночества.

ну вот я тоже так сейчас думаю.
что важно в таких ситуациях ребенка поддерживать. я же раньше отталкивала - типа иди сам и справляйся.в принципе, в жизни такой опыт - самому разрулить ситуацию пригодится. но действительно - не тот ещё возраст, нету тех знаний/умений, которые помогут ситуацию разрулить. только пережить и надеяться, что больше не повторится и что что-то изменится само.


Люблю Україну... :)
 
ЦыбулькинаДата: П`ятниця, 24.12.2010, 12:35 | Повідомлення # 11
Вдохновительница улыбки
Група: Дружим :)
Повідомлень: 2962
Нагороди: 10
Репутація: 14
Статус: Offline
Девочки, в детском возрасте мы еще можем их поддержать, разрулить и т.д. А вподростковом? Как помочь? Как поддержать? Как оценить адекватно?
У нас былслучай в средней школе, классев 5, был у нас странный немного мальчик, мама его воспитывала одна, но слабинку он давал и его дразнили, травили и т.д. Не сказхать что прям трындец как ему тяжко было, но доставалось. Так его мама приходила, беседовала с нами, увещевала, возмущалась. Потом тому мальчикубыло еще хуже и в иттоге его перевели в другую школу. Как же должна выглядеть родительская подержка в таких ситуациях?


Женька 05.01.06
Марийка 29.01.11
 
АйрисДата: П`ятниця, 24.12.2010, 17:59 | Повідомлення # 12
Кулинар романтичного настроения
Група: Дружим :)
Повідомлень: 1840
Нагороди: 5
Репутація: 6
Статус: Offline
Цыбулькина, однозначно, в подростковом возрасте мамина поддержка сделает только хуже., еще и маменькиным сынком дразнить будут. Непонятно, что делать.
 
MuZaДата: П`ятниця, 24.12.2010, 18:11 | Повідомлення # 13
Вдохновительница женственности
Група: Дружим :)
Повідомлень: 4604
Нагороди: 10
Репутація: 20
Статус: Offline
учить самому выходить с таких ситуаций - не давать рекцию ответную, и коллективу станет не интересно, он переключиться дальше,
а для этого надо самой стойко стоять на ногах в таких случаях, быть спокойной и безэмоциональной. показать это не повод для беспокойства.


...
 
ЦыбулькинаДата: П`ятниця, 24.12.2010, 19:09 | Повідомлення # 14
Вдохновительница улыбки
Група: Дружим :)
Повідомлень: 2962
Нагороди: 10
Репутація: 14
Статус: Offline
Quote (Lagida)
а для этого надо самой стойко стоять на ногах в таких случаях, быть спокойной и безэмоциональной. показать это не повод для беспокойства.

Я согласна. Но не будет ли это воспринято ребенком как "неоказание помощи" и "отказ в поддержке"?


Женька 05.01.06
Марийка 29.01.11
 
ЛучинкаДата: П`ятниця, 24.12.2010, 20:20 | Повідомлення # 15
Снежная волшебница
Група: Администрируем
Повідомлень: 1550
Нагороди: 6
Репутація: 5
Статус: Offline
В подростковом возрасте надо уметь слушать и понимать своего ребёнка. Это и будет поддержкой.

Нормальные люди не бывают без странностей (с)
 
  • Сторінка 1 з 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Пошук:

Наше Чадо. Сайт о беременности, развитии и воспитании детей