Письмо – важный способ фиксации информации, который не устаревает,
несмотря на то, что постепенно с ним начинают конкурировать другие,
более современные технологии. Одна из проблем, с которой сталкиваются
специалисты по созданию новых средств перевода слышимой информации в
читаемый текст – декодирование звуков речи. С этой задачей человеческий
мозг пока справляется несравненно лучше, чем компьютер. Очевидно, чтобы
такая задача была решена, нужно как минимум слышать то, что говорят
другие. И человеческое ухо – уникальный прибор, позволяющий улавливать и
передавать мозгу широчайший спектр звуковых частот от 16 до 20000 Гц.
Звуки, воспроизводимые человеческим голосом, располагаются в диапазоне
от 300 до 4000 Гц. Однако воспринять слышимые звуки - это еще полдела.
Чтобы они превратились во что-то осмысленное, мозг должен наделить их
каким-то особым значением. Наделение звуков речи значением происходит в
процессе развития ребенка, находящегося в речевой среде (когда люди
разговаривают с ним или друг с другом). Известно, что практически с
рождения младенец способен к восприятию самых разнообразных речевых
звуков и легко различает звуки как своего родного, так и чужих языков
(Kuhl et al., 2000). Между 6 месяцами и годом происходит кардинальное
изменение возможности восприятия речи, которое ученые назвали
«формированием языкового фильтра». В этот промежуток времени ребенок
усваивает звуковые эталоны, присущие только его родному языку, и
перестает воспринимать тонкие звуковые различия других языков. Так,
маленькие японцы к году перестают различать звуки «л» и «р» и начинают
воспринимать их одинаково, как звук «р». А маленькие русские дети
перестают слышать различия между многообразными вариациями звука «к»,
которые существуют, например, в грузинском языке. Однако,
чувствительность к различиям между звуками родного языка у малышей,
напротив, возрастает. Чем лучше младенец различает звуки родного языка,
тем успешнее в дальнейшем будут развиваться его речевые навыки.
Напротив, дети с задержкой речевого развития долго продолжают быть
чувствительными к разнице между звуками чужих языков. Вот такой вот
парадокс.
Почему же для развития так важно, чтобы формировался «речевой фильтр»?
Оказывается, в каждом языке есть свои характеристики звуков речи,
которые несут в себе особый смысл. Например, в русском языке это
«глухость-звонкость», «мягкость-твердость» согласного звука, различия
между гласными «а», «о», «у». Мы все понимаем, что слова «РОД» и «РОТ»
или «ТОМ» и «ДОМ» имеют совершенно разное значение. А в слышимой речи
они отличаются лишь глухостью-звонкостью одного из согласных звуков. А
для носителя какого-нибудь другого языка эта разница может не иметь
вообще никакого значения, и различия между словами из упомянутых пар не
будут им восприняты. Зато для этого чужестранца важное значение будет
иметь длительность гласной в слове, что для нас не очень-то понятно.
Помните, нам всем на уроках английского нам объясняли, как легко
превратить корабль в овцу («ship» в «sheep»), если немного протянуть
гласный звук. Вот такие, наполненные смыслом характеристики звуков речи,
получили название «фонематических».
Если по каким-то причинам человек оказывается неспособен к восприятию
фонематических характеристик речи, вся слышимая речь теряет для него
свою осмысленность. Единственное, что ему остается – догадываться по
общему контексту, что ему говорят, но подробности обращения он уже
воспринять не в состоянии.
У школьников специалисты довольно часто сталкиваются с недостаточным
развитием фонематического слуха. Проще всего обнаружить такой дефицит,
если посмотреть в тетради по русскому языку или просто предложить
ребенку написать какое-нибудь предложение под диктовку. Вот яркий тому
пример: мальчик писал под диктовку два предложения «В саду за огородом
росла яблоня» и «На опушке леса охотник убил волка». Посмотрим, что у
него вышло.
Практически все звонкие парные согласные «оглушены», а также можно увидеть замены
ряда гласных, близких по звучанию (а-о, е-и). Такая недостаточность
фонематического слуха, как правило, приводит еще и к тому, что ребенок
плохо понимает обращенную к нему речь. Из-за этого у него возникают
трудности усвоения информации на уроках, он плохо понимает инструкции,
которые дает учитель и, вместо нужного задания, выполняет какую-то
ерунду. Учителя часто считают таких детей невнимательными, хотя дело
совсем не во внимании, а в несовершенстве слухового восприятия.
Ребенок, у которого не сформировался фонематический слух, требует
внимания не только логопедов, но и врачей. Ни одно расстройство
восприятия не берется «из воздуха». За каждым из них кроется
недостаточность определенных мозговых функций, которая может быть как
первичной (вследствие повреждения мозгового вещества), что встречается
не часто, так и вторичной, связанной с недостаточным поступлением в
соответствующие структуры мозга, обрабатывающие речевую информацию,
питательных веществ и кислорода. Вторичная недостаточность, как правило,
связана с плохим мозговым кровообращением. Ее можно выявить с помощью
хорошо выполненного исследования – ультразвуковой допплерографии сосудов
головы и шеи. Если поврежденное мозговое вещество восстановить
практически невозможно, то наладить кровоток - вполне реальная задача,
которую решают ангионеврологи.
Роль психологов и логопедов в решении проблем фонематического слуха мы
тоже умалять не будем. Единственное, что важно помнить: развитие
фонематического слуха педагогическими методами эффективно, в основном, в
дошкольном возрасте. После 7 лет этот процесс идет намного тяжелее.
Поэтому важно не только пытаться развить фонематический слух у ребенка,
но и постараться показать ему другие способы формирования грамотного
письма, которые могут выступить в качестве «обходного пути».
Приведем примеры рекомендаций обоих типов. Такие упражнения можно
выполнять с ребенком, с целью развития его фонематического слуха:
1. Тренировка в четком произношении звуков. Задание выполняется с
использованием зеркала. Ребенок четко произносит наиболее часто
смешиваемые им звуки и одновременно смотрит на себя в зеркало. Обратите
его внимание на различия в произношении сходных звуков. Например, чтобы
произнести звук П, достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые
губы, а для того чтобы произнести сходный по звучанию звук Б, надо еще
обязательно использовать голос. Если ребенок положит руку на свое горло,
то при произнесении звонкого согласного он почувствует вибрацию, а при
произнесении глухого – не почувствует. Хорошо если при произношении
ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, вырезанную из
бархатной бумаги и нарисует ее. Также ребенок станет лучше слышать
звуки, если будет четко произносить сложные для него слова в чашку
(эффект эха, который будет при этом возникать, позволит ребенку услышать
звуки дважды, что позволит лучше их обработать).
2. Произнесите какой-нибудь звук и попросите ребенка его
запомнить. Затем произнесите несколько звуков подряд. Попросите его
поднять руку, если прозвучит нужный звук.
3. Подготовьте список слов, содержащих отрабатываемый звук.
Предложите ребенку поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный
звук в начале слова, в конце слова, в середине.
4. Подготовьте карточки с изображением разных предметов.
Попросите ребенка распределить карточки на группы: предметы, в названии
которых есть нужный звук, предметы, в названии которых нет нужного
звука. Постепенно можно вводить временные ограничения (за 10 секунд,
например). Начинать, конечно, следует, с комфортного для ребенка
времени, лишь понемногу сокращая его.
5. Определенную роль в улучшении звукоразличения может сыграть
работа с музыкальными звуками. Например, ребенка просят определять,
какой из двух (трех, четырех) звуков самый высокий или самый низкий. В
какую сторону «бегут» звуки – понижаясь или повышаясь. Какие из парных
звуков ближе друг к другу по высоте, а какие дальше. Какой из звуков
самый громкий, а какой самый тихий и т.д.
Если ребенок уже большой (старше 7 лет), имеет смысл обучать его
зрительному запоминанию написания слов. Каким образом это делать лучше
всего? Мы предлагаем использовать так называемые «словарные карточки».
Это упражнение хорошо выполнять ежедневно в качестве работы над
ошибками. На каждую карточку от руки (письменными буквами) выписывается
по 1 слову, в которых ребенок допустил звуковые замены (п-б, д-т, а-о,
и-е, т-ц и т.д.), когда выполнял задание в классе или домашнюю работу.
Место, которое вызывает у ребенка особые трудности, выделяется цветом
(желательно, чтобы это сделал сам ребенок, выбрав тот цвет, который
больше всего ему нравится). Выделенная цветом часть слова будет
привлекать к себе внимание. Ребенок должен посмотреть на карточку и
постараться запомнить слово «глазами», не прибегая к его проговариванию.
Затем карточка переворачивается, и ребенок пытается написать это слово
по памяти. Если воспроизведение оказалось успешным, не содержало ошибок,
можно перейти к следующей карточке. Если ошибки были, то запоминание
данной карточки повторяется снова. Такой способ позволяет стимулировать
зрительное запоминание написания слов, что является своеобразным
«обходным путем» для трудностей звукоразличения. Когда слух не помощник,
в игру вступает зрение (точнее, зрительная память).
Я думаю, многие из вас тоже используют зрительную опору при письме.
Например, если вы не уверены в написании слова, можно попробовать
написать на черновике все варианты, которые приходят в голову, и выбрать
тот, которые больше всего «нравится». Зрительная память всегда готова
дать нам подсказку. Почему бы не использовать это в работе с детьми?