Наш путь к абсолютному отказу от программы
для детей лежал через экстернат (вариант, когда ребенок занимается дома
по предложенной школой программе, а потом сдает экзамены или зачеты).
Пытаясь втиснуть ежедневные занятия в рамки программы, мы увидели,
насколько она не соответствует собственным увлечениям и способностям
ребенка. Да и сама идея, что кто-то, малознакомый с ребенком, в довольно
стрессовых условиях будет оценивать по пятибалльной шкале, насколько
хорошо ребенок читает, пишет или считает, сейчас кажется мне странной.
Анскулинг (unschooling), к которому мы постепенно пришли — это не совсем верный термин. Каждый наш день наполнен открытиями,
новыми идеями и достиженями. Это не «безшколинг», это школа жизни.Девочкам сейчас 13 и 11 лет. Их ежедневная жизнь состоит из
множества интересных занятий: они читают, рукодельничают, рисуют, пишут
рассказы, смотрят познавательные фильмы и передачи в интернете, слушают
аудиокниги и смотрят художественные фильмы, поют и играют на пианино или
гитаре, готовят и помогают по хозяйству, гуляют сами и с друзьями. И
да, они все еще играют — в кукол, придумывают ролевые игры по сюжетам
прочитанных книг, в настольные игры.
Есть ряд познавательных приложений на iPad, которые также им интересны: геометрия ([url=https://www.google.bg/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjwhbvPsazJAhWEliwKHRrxCPwQFggdMAA&url=https%3A%2F%2Fitunes.apple.com%2Fru%2Fapp%2Fpifagoria-geometria-na-kletcatom%2Fid994864779%3Fmt%3D8&usg=AFQjCNH-Muuo1Qyn0f-ndH68A74ilioA2A&sig2=gRf-ThZWsTy23qMM4QIpjQ&bvm=bv.108194040,d.bGg]Пифагория[/url]), арифметика (
Quick Math +,
Arithmemouse), анатомия (
The Human Body by Tinybop,
My Incredible Body), игры в слова (
Эрудит), приложения для изучения английского языка (
Duolingo,
Learn English) и другие.
Кроме того, они занимаются плаванием и английским с преподавателями.
Периодически возникали и другие разные занятия: театральная студия,
рисование, вокал, танцы.
Дети постоянно рассказывают нам с папой что-то интересное, что даже и
мы не знали, из самых разных областей. Они часто задают вопросы — про
политику, экономику, про людей, про еду и здоровье, про отношения между
полами и другие.
Каждое их увлечение приносит с собой множество удивительных открытий,
порой даже не связанных с основной темой. Так, например, старшая дочка
Маша решила написать историю про девочку и ее семью. При этом местом
действия дочка выбрала Норвегию середины прошлого века. Благодаря этой
идее, ей необходимо было изучить, как жили люди в этой стране, чем они
зарабатывали, как согревались зимой, какая там природа. Я помогала с
поиском, поскольку это оказалось не так просто. Пишет дочка в программе
Word, попутно ее осваивая.
Другое ее увлечение, истории про котов-воителей, вылилось в идею создать
сайт про котов. Так она познакомилась с WordPress, поиском картинок нужного качества и
размера, поиском и правкой текстов, форматированием текста.
Также Маша любит фотографировать. Лучше всего у нее получается макросъемка.
Младшая дочка Настя любит рисовать. Сюжеты придумывает сама или
смотрит обучающие ролики на Youtube. Недавно стала пытаться осваивать
Фотошоп.
А вот совсем свежая история. Дети уже не верят в Деда Мороза как
волшебника, но знают, что во всех странах мира есть его аналоги, которые
отвечают детям на письма. В этом году они решили написать письма Санта
Клаусу на английском языке. Писали сами, используя переводчик в
интернете и мои подсказки. Также мы почитали, кто и как приносит детям
подарки в Испании.
Помимо таких исследований и открытий, дети постоянно делают небольшие
или даже гигантские шаги в собственном взрослении. Еще полгода назад
мне сложно было поверить, что когда-нибудь они будут самостоятельно
ездить на автобусе на занятия или гулять в приморский парк. Но буквально
на днях это случилось первый раз. Старшая дочка давно хотела, а вот что
на это решится младшая так скоро – очень неожиданно. Ведь совсем
недавно она не хотела оставаться дома, когда нам с мужем надо было
уехать, до слез расстраивалась.
Я вот это все написала и сама удивляюсь, как много всего мои девочки, оказывается, делают. Ведь в течение дня это не выглядит
так, что они сидят и учатся. Они делают все легко и с интересом.Конечно, бывают периоды, когда кажется, что дети ничего нового не
узнают. Но всякий раз выясняется, что затишье было перед новым резким
скачком в развитии или новым большим увлечением. Детям, не меньше, чем
взрослым, бывают нужны периоды отдыха (даже если они заняты только
интересными вещами).
Безусловно, не обходится и без трудностей, которые приходится
преодолевать самостоятельно или с нашей помощью. Например, письмо Санта
Клаусу каждая из них переписывала несколько раз, поскольку всякий раз
находились какие-то ошибки, а письмо хочется отправлять без помарок.
Идеи писать черновик, потом переписывать и не один раз — тоже не мои. Я
вообще почти не участвовала в этом процессе — только читала и вносила
правку (он-лайн переводчик не всегда адекватно справляется).
К сложностям также можно отнести и то, что мы живем в Болгарии, и
изучение языка происходит только в общении — с другими детьми, с
преподавателями. Так, изучая английский, они осваивают параллельно и
болгарский язык. Дети уже все понимают, многое могут сказать, но не все.
Вопреки распространенному мнению, что чем младше ребенок, тем легче ему
даются языки, у нас старшая дочка быстрее и эффективнее осваивает
болгарский и помогает сестренке.
Предвижу закономерный вопрос: где девочки находят ровесников для общения?Всю жизнь, где бы мы ни жили, первое время я прикладываю много сил и
времени для приобретения большого количества разнообразных связей на
новом месте. Преимущественно все наши приятели здесь — русскоговорящие,
но дети гуляют вместе с болгарами и так или иначе общаются и с ними
тоже.
Все это, конечно, стало возможно благодаря тому, что мы с мужем
работаем из дома, но это было сознательным желанием, и мы прикладывали
усилия к созданию такой ситуации.
Уверена, что наш путь подойдет не всем. В каждой семье свои
особенности: количество и возраст детей, профессия родителей, не
позволяющая работать дома, даже размер жилья — все имеет значение.
Единственное возражение, которое мне кажется, необдуманным: «А как же
аттестат?!». – Но неужели получение аттестата стоит того, чтобы ребенок
12 лет (м)учился в школе? Неужели, при необходимости, ваш ребенок не
сможет подготовиться и сдать ЕГЭ? Кроме того, современные технологии
позволяют получать образование в зарубежных вузах или на специальных
образовательных площадках через интернет — без всякого аттестата.
Нас приучили к существующей системе. Малышей готовят поступать в
школу, школьников — в институт, студенты готовятся, чтобы работать. А
ведь может быть иначе: человек может жить здесь и сейчас, узнавать
что-то новое, потому что это интересно и нужно ему самому.
Мы не можем планировать, кем будут работать наши дети, когда
вырастут. Современный мир меняется настолько быстро, что задача
родителей и преподавателей — не подготовить конкретного работника, а
научить ребенка самостоятельно искать информацию, находить собственную
мотивацию и жить полной жизнью в настоящем моменте, а не находиться в
ожидании: «Вот когда …, тогда я…».