Вот уже который день общественность бурно обсуждает решение Дмитрия Медведева об отмене перехода на зимнее время. Этой весной россияне переведут стрелки часов в последний раз. Сомнологи, учёные, исследующие сон, много лет добивались принятия этого проекта, потому что знают, что перевод часов негативно сказывается на здоровье людей. Однако специалистов удивляет, что, в соответствии с новым постановлением, Россия будет жить именно по летнему времени: оно опережает поясное солнечное время даже не на час, как зимнее, а на два. О плюсах и минусах нашего нового образа жизни рассказал руководитель Российского общества сомнологов Владимир Ковальзон.
Владимир Ковальзон: «Действительно, режим изменили – и слава Богу… Но очень странным образом! Весь год будем опережать Солнце на два часа» Итак, мы больше не будем переводить часы. Как сомнологи к этому относятся?
– Это хорошо. Мы всегда выступали за то, чтобы перестали переводить часы. Изменения ритма, особенно весной, – встряска для организма. На самом деле это ненужная смена всех наших внутренних ритмов, которые уже настроены определённым образом. Мы много писали и говорили о том, что для многих групп населения это нежелательно и приводит пусть к временному, но всё же нарушению здоровья.
Эта точка зрения распространена среди всех учёных, которые занимаются биоритмами?
– У большинства учёных она бытует. В Санкт-Петербурге есть такой специальный комитет – за возвращение к солнечно-поясному времени. Там председателем выступает астроном Апрелев. Они очень активно работают, много всяких документов собирают.
Следует возвращаться именно к солнечному поясному времени?
– Да. Сначала исторически у нас было изменение: нам ввели «декретное время» в 1930 году. Мы стали опережать Солнце на час по всей стране, в каждом поясе. Тогда были какие-то представления о том, что это поможет сэкономить. Теперь понятно, что насчёт экономии это чепуха. Наоборот, люди раньше встают и включают свет. Потом при премьер-министре Тихонове в 1981 году сделали ещё и летнее-зимнее время. Получалось, что мы зимой опережаем Солнце на час, а летом опережаем его на два в каждом часовом поясе. Сомнологи выступали против этого решения, говорили, что ситуация ещё ухудшилась. Мало того, что мы стали очень сильно опережать Солнце летом – мы даже тогда умудряемся затемно вставать! – но ещё и меняем режим два раза в год.
Почему вредно опережать Солнце?
– Дело в том, что у нас внутри тикают биологические часы, и они имеют ход 25 часов, а не 24 часа. Мы каждое утро должны их подводить. Мы подводим их светом. Когда мы утром встаём и открываем шторы, свет, падающий на глаза, действует на специальные системы, которые не связаны со зрением непосредственно, – они связаны с восприятием света и настройкой биологических часов. Они перезапускают, подстраивают их на новый лад. Электрический свет в этом отношении очень слабый. Он практически не вызывает настройки, в отличие от солнечного спектра.
Это зависит именно от спектра, не от яркости?
– В основном от спектра. Поэтому весной человек лучше себя чувствует, когда реальный солнечный свет начинает попадать в комнату. Так вот, если мы утром встаём и попадаем на свет электрической лампочки, биологические часы очень плохо подстраиваются.
Поэтому человек зимой чувствует себя плохо. Он приезжает на работу или учёбу невыспавшимся. У него мозги не работают. Это потому, что человек слишком рано, затемно, поднялся.
Это бессмысленно. Никакой пользы в этом нет. Здесь не может быть никакой экономии. Какой смысл? Человек встаёт среди ночи, жжёт электричество. А засветло приезжать домой – какой в этом смысл? Вечером как раз можно приехать домой, чтобы было темно, какая разница? Зимой день кончается рано, в 4 часа уже закат. Это нестрашно. Главное, утром не травмировать, когда мы подстраиваемся.
Поэтому выбор для жизни летнего времени – большая ошибка?
– Почему было принято именно такое решение, кто это продиктовал – я не знаю. Это были никакие не учёные, не специалисты. Наверняка действовал какой-нибудь чиновник, который не ведал, что творил.
Сомнологи будут добиваться пересмотра этого решения?
– Комитет Вячеслава Апрелева в Санкт-Петербурге мне регулярно присылает докладные, которые они пишут в Администрацию президента, правительство страны, Госдуму, Совет Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития, где они обосновывают очень чётко – ссылаются на мнение врачей, биологов, астрономов, географов, доказывая: надо вернуться к поясному солнечному времени! В этом я с ними согласен.
Нельзя играть со временем! Эти игры ничего хорошего не дают: перестали мы подводить стрелку, однако инициатива обернулась странным образом – мы на два часа опережаем Солнце. Не на час, как было в советское время, а на два!
Совершенно непонятно, чем они руководствуются. Это возмущает. Принимаются важнейшие решения, касающиеся каждого человека. А никто никого не спрашивает! Даже если специалисты по своей инициативе дают советы, их никто не слушает.
Но по крайней мере мы перестали переводить стрелки. Для кого это было особенно вредно?
– Наиболее выраженное негативное воздействие перевод часов оказывает на пожилых людей, инвалидов, детей. Они на это болезненно реагируют. Внутренние ритмы, например гормональные, восстанавливаются в течение нескольких суток. Могут быть нарушения иммунитета.
В чём главная причина этих негативных эффектов?
– Дело в том, что биологические часы – это такая структура, скрытая глубоко в нашем мозгу, механизм работы которой был раскрыт полностью в 2000-е годы. Полностью – от генов до признаков. Было показано, что это очень важный механизм, который мы несём в себе. Мы его унаследовали от предков. В принципе, он появился на заре эволюции. Первые живые организмы на Земле, одноклеточные и бактерии, уже имели этот часовой механизм. Он есть и у нас. Систему не обманешь. Мы так устроены. В принципе, она определяет всё – не просто чередование активности и отдыха, а все процессы целиком. Процессы в нашем организме ритмичны. Мы же с вами не компьютеры! Мы живые организмы. В нас идёт активная внутренняя жизнь. Она подчинена ритмам. Ритм строго запускается, контролируется. Выделение гормонов, еда и питьё, периоды, когда у нас мозг работает хорошо и когда мы не можем сконцентрироваться, подчинены определённым ритмам. Желательно эти ритмы не затрагивать.
Перевод часов – это как перелёт в другой часовой пояс.
– Да. Когда вы перелетаете в другой часовой пояс, организм бунтует. Он очень долго адаптируется на новом месте. Показано, что даже молодому и здоровому человеку нужно несколько дней на каждый часовой пояс, чтобы системы вернулись в норму. Причём в этот период человек находится в очень уязвимом состоянии для разных болезней и чувствует себя плохо. А для пожилого человека, ребёнка и не очень здорового – а их у нас, к сожалению, большинство – это может быть чревато проблемами. Могут обостриться хронические нарушения, которые никак не сказывались – и вдруг появились.
Статистика показывает, что после перевода часов увеличивается количество инфарктов. Почему так происходит?
– Нарушается эндокринная регуляция сердечно-сосудистой системы. Есть такой гормон, который управляет давлением, – ангиотензин. Его выделение очень тесно связано с периодами сновидений. Нормальное выделение этого белка обеспечивает нормальное кровяное давление. Если же его выделение нарушается, то и давление нарушается. Может развиться гипертония. Кроме того, во время сна происходит очень сильная активация вегетативной нервной системы, развивается тахикардия. Это очень большая нагрузка на кровеносную и дыхательную системы. И если эти периоды начинают смещаться, то они могут попасть в такую временную зону, когда организм будет плохо выдерживать происходящее. Ведь это тоже показано: в предутренние часы у пожилого либо ослабленного человека может участиться вероятность сердечных приступов. Если мы смещаем режим, то вероятность сбоев сердечно-сосудистой системы резко увеличивается.
Могут страдать и другие системы организма?
– Сейчас показано, что при нарушении режима сна и бодрствования из строя выходит система выработки иммунитета. В Америке провели эксперименты и показали, что подопытные крысы, которых длительное время лишали сна, имели серьёзные нарушения иммунитета. Правда, это был эксперимент – слава Богу, такого в жизни не бывает. Так вот, нарушения были настолько сильны, что крысы в конце концов погибали от внутренних инфекций – из-за каких-то микробов, которые в нас живут и обычно безвредны. Они вырабатывают необходимые для функционирования организма вещества, а в патовой ситуации могут стать агрессивными и вызывать перемены к худшему. Представьте себе, животное начинает заживо гнить изнутри!
По сути, это приобретённый иммунодефицит?
– Да, именно – вследствие постоянного нарушения сна в ходе эксперимента, проходившего в течение нескольких недель. Для мелких животных такой срок достаточен для формирования грубейших нарушений в организме – у человека это заняло бы больше времени. Нарушение сна приводит к тому, что могут возникнуть самые разнообразные проблемы со здоровьем – вплоть до онкологии. В принципе, это серьёзное воздействие. Правда, не нужно думать, что смещение суточного ритма на один час приводит сразу к появлению новых онкологических больных. Но и хорошего тут ничего нет.
Обычно перевод часов аргументируют экономическими соображениями. Как Вы считаете, насколько они значимы? Может ли экономика, наоборот, нести потери от того, что люди после перевода часов хуже работают?
– Я не экономист, но любому человеку с позиций здравого смысла очевидно, что потери у нас налицо. Например, во всех домах всю ночь по подъездам горит свет. Нигде в мире вы такого не увидите! Если вы были за границей, то знаете, что, когда вы подходите к многоэтажному дому, набираете код или вставляете ключ, тут же включается свет в том месте, где вы стоите. Когда вы идёте по лестнице, за вами включаются лампочки. Вы нажимаете кнопку лифта – включается лампочка на том этаже, куда вы едете. Вот вам реальная экономия. Однако никто не занимается отладкой механизма. Ведь это же копейки – купить реле, поставить их везде…
Зато придумали: «Мы сэкономим три копейки, из-за того что человек будет рано вставать». Это абсурдно! Даже не нужно быть экономистом, чтобы это понимать.
Что в итоге получается? Как мы работаем? Мы же не землю пашем. У современного человека работа, как правило, требует высокого мозгового напряжения. Мы сидим за компьютерами, пялимся на экран. Идёт интеллектуальная деятельность. Требуется, чтобы мозги и память хорошо работали. Все когнитивные способности должны быть обострены. Мозг устроен таким образом, что эти способности подчиняются работе системы, обеспечивающей бодрствование. Эта система отдыхает во сне. Если мы плохо поспали, если будильник поднял нас, а мы не выспались, то человек долгое время (а некоторые вообще до вечера) не может функционировать нормально. Он чувствует разбитость, вялость, слабость, не может сконцентрироваться.
Есть ли надежда, что, поскольку мы не будем переводить часы, хоть кто-то когда-то будет работать лучше?
– Да. Мы не будем переводить часы – и слава Богу. Но было бы ещё лучше, если бы мы вернулись к поясному времени. Я надеюсь, что пока комитет функционирует, сотрудники этой организации будут продолжать атаковать вышестоящие инстанции своими докладными и доказывать, что не надо опережать Солнце на два часа. У человека организм должен быть отрегулирован. Он вообще настроен так, чтобы жить по Солнцу. Не будем лишний раз его травмировать! Зачем? Летом ещё куда ни шло, а зимой мы будем получать слабый, скудный солнечный свет в середине дня, когда он и не нужен – когда мы давно находимся на работе или учёбе. Вечером приехали домой, а ещё светло. Ну и что? Это никакого положительного эффекта не даст. Это абсурдно. Я не понимаю конкретных предпосылок для данного решения. И никто из моих коллег понять не может, что это было.
источник