Вот вообщем инструкция - на всякий сучай, может кому ещё понадобится:
(взята с http://planetahr.ru/publication/822 ) Как составить "прощальное письмо"?
Ходыкина Мария
Если есть возможность сказать бывшим коллегам последнее "прости" - воспользуйтесь ею.
Мария Макарушкина, консультант "Экопси Консалтинг", считает, что прощальное письмо надо обязательно составлять. Причем это важно и для того, кто уходит, и для тех, кто остается.
Прощальное письмо преследует несколько целей.
Передача информации.
Одним письмом вы избавляете себя от участи быть десятки раз на дню атакованным одними и теми же вопросами, вызванными вашим уходом.
Сохранение контактов.
Никто не знает, как сложится ваш карьерный путь. Наверняка поддержание связи с бывшими коллегами сыграет в нем важную роль.
Особая терапия.
Уходящему сотруднику нужно символически завершить пребывание в компании, иначе он не сможет до конца осознать, что он больше не является ее сотрудником. Точкой в отрезке карьерного пути как раз может стать прощальное письмо.
Создание официальной версии ухода.
Велика вероятность того, что многие сотрудники не знают причины вашего ухода. В прощальном письме у вас есть возможность выгодно для себя интерпретировать ситуацию и заблокировать негативные слухи и домыслы. В дальнейшем, если бывшие сотрудники будут рекомендовать вас, они воспользуются именно этой «официальной» версией. Тем самым, прощальное письмо может стать своеобразным инструментом личного пиара.
Что нужно сообщить в «прощальном письме»?
Собственно то, что вы уходите.
Люди, с которыми вам приходилось общаться по работе, имеют право знать о том, что вы покидаете компанию. Несмотря на быстроту распространения слухов, может оказаться так, что многие из них даже не подозревали о ваших планах.
2. Причину вашего ухода.
Человек устроен так, что ему обязательно нужно быть в курсе всего, что происходит вокруг. Ваши бывшие коллеги не исключение. Они, скорее всего, не настолько равнодушны к вашей персоне, чтобы не заметить вашего ухода. Человеческое любопытство беспредельно, в скором времени все будет известно, но нет никаких гарантий, что информация из косвенных источников окажется правдивой и благоприятной для вас. Поэтому мотивацию лучше прописать, чтобы не было нежелательного обсуждения. Если же вы уходите в конкурирующую фирму, то об этом, безусловно, всем сообщать не стоит. Мария Макарушкина считает, что в этом случае лучше скромно написать: «Ухожу в другую компанию». Кому надо, те поймут.
3. Итоги.
В конце письма подведите итог вашей совместной деятельности с бывшими сотрудниками. Мария Макарушкина разделила подведение итогов на две части: рациональную и эмоциональную. К рациональной относится собственно итог: «За время нашей совместной работы нам удалось...».
По мнению Софьи Цеге фон Монтейфель, специалиста Московского института гештальт-терапии и консультирования, это позволяет проработать очередной период карьерного пути и выйти на другой уровень. Также подведение итогов структурирует опыт: при перечислении вех биографии сразу всплывают все удачи и поражения.
Расписывать итоги в прощальном письме следует для того, чтобы лучше запомниться своим бывшим коллегам. Зачастую людей запоминают не по внешним признакам, а по общим делам. Прощальное письмо делает это воспоминание более основательным. В памяти сослуживцев вы останетесь как важное звено в их командой цепи: из разряда «кого-то» вы переходите в разряд «того самого».
Дмитрий Агарунов, генеральный директор компании (game)land, считает, что подведение итогов важно и для самой компании. Он просит уходящих сотрудников в прощальных письмах написать 5 вещей, которым научила их компания, и 5 вещей, которые очень нравятся в (game)land. Для себя лично он просит написать еще и 5 вещей, которые не нравятся, — они ему нужны для исследования.
В эмоциональной части можно дать волю чувствам. Всевозможные благодарности и признания в любви и вечной дружбе никого не оставят равнодушным и вместо «скатертью дорожка», вы, скорее всего, услышите массу приятных слов.
Правда, если быть честными, не всегда хочется благодарить сослуживцев. Софья Цеге фон Монтейфель советует в особо конфликтных случаях забыть о правилах приличия и высказать все, что накопилось. В противном случае у уходящего человека останется ощущение неудовлетворенности: хотел, а не сказал. И конечно, сделать это лучше устно, но если нет такой возможности, тогда прощальное письмо — единственное средство. При этом надо понимать, что такое поведение может не лучшим образом отразиться на вашей карьере. И сто раз подумайте, стоит ли игра свеч: доказать ничего не получится, а последствия предугадать невозможно. Лучше занять позицию «по ту сторону» конфликта: гордая отстраненность может повлиять на неприятелей гораздо сильнее.
4. Кто будет вместо вас.
Обязательно сообщите, кто заменит вас на рабочем месте, к кому и по каким вопросам нужно обращаться. По словам Игоря Устинова, это необходимое проявление вежливости по отношению к партнерам и клиентам, которые продолжат работать с компанией, которую вы покидаете.
5. Свои контакты.
Кроме того, не будет лишним оставить ваши временные координаты до выхода на новое рабочее место — это поможет решить вопросы, связанные с предыдущим местом работы, и позволит не терять связь с бывшими коллегами.
Заключение
Заканчивать прощальное письмо стоит на оптимистичной нотке. Кроме пожелания удачи, нелишним будет выразить уверенность, что на этом ваши отношения не закончатся и вы еще не раз встретитесь.
Если увольняют
Понятно, что прощальное письмо проще составлять, если вы уходите по собственному желанию: в этом случае вы хозяин положения. Но что делать, если вас увольняют и единственное желание – забыть об этом неприятном инциденте?
Мария Макарушкина настоятельно рекомендует перебороть обиду и все-таки отправить бывшим коллегам прощальное письмо. Надо помнить, что увольняет вас руководство, а не сотрудники компании. А если увольняют «за дело», то стоит не закрывать глаза на эту ситуацию, а признать свою вину в прощальном письме.
Мария Макарушкина считает, что как бы вы до этого ни работали и какая обстановка ни сложилась у вас на прошлом месте работы, ваши коллеги зауважают вас после такого благородного поступка. «Уходить надо уметь», – подвела итог Мария Макарушкина. «Прощальное письмо» – дело благодарное.
Иногда прощание не ограничивается одним письмом. Во многих компаниях принято устраивать торжественные проводы и фуршет. Опять же стоит подумать об уместности: если человек уходит в конкурирующую компанию или его с позором увольняют, то торжество будет казаться скорее насмешкой, чем проявлением искренней симпатии и сожаления. В (game)land, по словам Дмитрий Агарунова, устраивают торжественные проводы, только если кто-то из сотрудников выступил с инициативой. Чаще всего предложение выдвигает руководитель отдела, и Дмитрий с ним почти всегда соглашается. В любом случае, процедура прощания в любом виде все-таки должна состояться. Прощальное письмо времени займет немного, а решит сразу несколько задач. К тому же приятно будет получить ответы: какой бы ни была ситуация, но с этими людьми вы прожили бок о бок часть своей жизни. Игорь Устинов, например, получил множество откликов на свое прощальное письмо, в большинстве случаев это были пожелания удачи на новом месте, просьбы прислать новый адрес электронной почты, предложения обращаться за помощью. Мелочь, а приятно.