Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
[ Нові повідомлення · Учасники · Правила форуму · Пошук · RSS ]
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Модератор форуму: Galchonok  
Мизогинизм женский
RedTataДата: Неділя, 13.01.2013, 07:28 | Повідомлення # 1
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Нагороди: 28
Репутація: 47
Статус: Offline
Есть такой анекдот:
Мудрец позвал к себе двух учеников и спросил:
- Почему женщина хочет быть красивой и постоянно улучшает свою внешность?
Первый ответил: - Чтобы нравиться мужчине
Второй ответил: - Чтобы нравиться себе самой
А мудрец сказал: "Женщина хочет быть красивой, чтобы разозлить других женщин
"

А в современном обществе ответ мудреца следовало бы поменять на "Чтобы понравиться другим женщинам", но это не имеет ничего общего с сексуальной ориентацией. Понравиться другой женщине - значит обрести её признание и позитивную оценку, от которой иногда зависит намного больше, чем от оценки мужчины.

Дискриминация женщин другими женщинами - понятие не новое. Женская мизогиния обсуждается феминистками уже давно. Только как в обществе патриархальных женщин с классическими взглядами, так и в феминистическом обществе, где женщины отстаивают своё равноправие, мизогинизм явление по-прежнему стабильное и практически идентичное для обоих "классов".

Те же яйца вид с боку

Давайте рассмотрим на примерах рассуждения женщин:
- Если я читаю умную женщину, я ищу визуального подтверждения её уму - если она внешне не красивая и не ухоженная, не умеет за собой следить, то её ум для меня аннулируется, т.к. умная женщина не может плохо выглядеть.
- Если я читаю умную женщину, я ищу визуального подтверждения её уму - если она внешне выглядит слишком броско, если на ней слишком много макияжа, если она выглядит неестественно, то её ум для меня аннулируется - умная женщина уже не нуждается во внешних украшениях себя.
Эти оба высказывания мизогиничны, потому что выносят оценочные суждения интеллекту через внешний показатель. Это одинаковая объективизация женщины.

Отношение к собственной внешности стало почти критерием интеллектуальных способностей. Для современного феминистического мира любые процедуры по украшению себя - как красная тряпка, сигналящая о том, что женщину, которая выбирает яркий макияж, одежду, подчёркивающую половую принадлежность, процедуры для феминизации образа просто нельзя считать умной. Эта позиция технично пришла на смену тому, как женщину оценивают по стандартам красоты - подходит ли она своей внешностью под идеализированный маркетологический образ.

Дойти до абсурда

С развитием противоборства объективизации, с формулированием её критериев, женщины всё больше приходили к выводу, что оценки внешних параметров - это пережитки патриархата. Что женщине навязывается модель красоты, которой она должна соответствовать, потому что она - товар. Чтобы нравиться мужчинам, чтобы быть любимой - не нужно быть товаром - таков стал основной лозунг. Тут же родился карикатурный образ феминистки: бесполое существо, которое чувствует, что продаёт себя, когда бреет ноги.
Все, кто продолжает "тюнинг внешности" - поддерживает патриархальные устои и куплю-продажу женщин. С обострением такой позиции, на женщин, которые стремятся к украшению своей внешности, практически была перенесена ответственность за то, что мир мужчин не готов менять своё отношение, потому что женщина сама не готова менять его к себе, продолжая продавать себя. Женщины с лёгкостью обвинили других женщин, хотя именно феминистки были первыми, кто боролся за легализацию такой профессии как

проституция.

И легализация была нужна не только для безопасности внутри официальной занятости с социальными гарантиями. Само понятие проституции - это торговля своим телом. Легализация нужна была для того, чтобы женщина получила право на распоряжение своим телом, неотъемлемое право человека.
Что это за право?
Это право взрослого, половозрелого индивида делать со своим телом всё, что угодно, включая продажу себя или частей себя, или обмен на денежные единицы любых объектов, производимых с помощью своего тела (например, суррогатное материнство, донорство).
Когда речь идёт об осознанной позиции дееспособного гражданина, то навязывание ему того, что он якобы действует под давлением стереотипов, препятствуя рождению нового общества с иными взглядами, ни что иное как дискриминация. То есть если женщине, которая осознанно торгует собой, делает себе пластические операции, ставит импланты, делает процедуры по тюнингу своей внешности отказывают в том, что это её выбор по распоряжению собственным телом, а не навязанная кем-либо и чем-либо модель - это тоже мизогинизм. Во многих случаях он жестоко нивелирует умственные способности женщины и её осознанные возможности принятия решений.

Отношения
Понятие "патриархат" стало практически синонимом термину "домашнее насилие". Женщина, живущая с доминирующим самцом, мало того, что подвергается насилию, так ещё и не осознаёт всей тяжести своей участи. Создалась иллюзия того, что женщине выделили право выбора, а она им не пользуется. И если женщина в таких отношениях всё-таки будет подвержена объюзу, то автоматически станет "самадуравиновата", потому что уже чуть ли не минздрав её предупреждал, что патриархат ведёт к насилию. Кроме того, на женщину опять повесили всех собак за поддержание пагубной роли мужчины в патриархальных отношениях. Это та же тема, что и тема о жертвах изнасилования, которые своим поведением спровоцировали насильников, а могли бы вести себя иначе в профилактических целях, и изнасилования можно было бы избежать.
Здесь мы имеем дело с отъёмом права на сексуальные предпочтения. Огромное число женщин могут возбуждаться исключительно при участии доминанты. Тут же логика мизогинизма диктует женщине, что это её в детстве запрограммировали быть жертвой и подчинённой, что мужчина-доминанта - это всего лишь никому не нужные пережитки, а свободной женщине, которая вышла из под гнёта стереотипов и пережитков, такие отношения не нужны. Общество снова пытается навязать женщине модель идеальных отношений. Тут же ей снова отказывают в возможности собственным умом принимать решения, самостоятельно определяться со своими отношениями и руководить своими желаниями. Патриархальные отношения у женщины как показатель интеллекта и состояния сознания женщины. Её умственным способностям снова не доверяют, исключают инстинкты, уничтожают даже намёк на то, что способность и желание жить с доминантами может никак не быть связано с тем, что женщина не понимает, что она делает. И здесь же встаёт ещё раз вопрос о праве распоряжаться своим телом в браке: кем быть в своих отношениях, какую модель семьи выбрать, рожать ли детей или делать

аборт.
Право на избавление от беременности почему-то перечеркнуло право на то, чтобы иметь такое количество потомства, которое хочется. Женское общество почти утвердило здесь новый железо-бетонный идеал: свободная женщина не рожает. А женщина, которая рожает нескольких детей, скорее всего снова находится под гнётом патриархата. Женщина рожает не потому, что хочет детей, а потому что была изнасилована патриархатом и стала жертвой в таком браке. И самое главное: Умная женщина просто не станет рожать нескольких детей, если у неё нет идеальной жизненной модели. Общество создаёт идеальную модель условий для рождения детей и требует, чтобы ей соответствовали - как внешним данным, как социальным статусам.И женщина получает свою порцию давления и отказа в умственных способностях. Ей снова отказывают в том, что это осознанное решение, потому что оно якобы не может быть осознанным, если модель не соответствует идеалу. В таких условиях у женщины есть единственное право - право на аборт. И мизогинизм требует, чтобы она им воспользовалась. Делая рождение детей - привилегией только для определённых категорий граждан. И это замкнутый круг: осознанное решение, принимаемое женщиной, обществом не признаётся, при этом критерии идеальных условий позиционируются как свобода. Вы свободны зарабатывать не меньше Х+ денег!
Это помимо обратно пропорционального:
- хочешь сохранить работу - делай аборт
- хочешь больше зарабатывать - делай аборт
- хочешь делать карьеру - делай аборт
И одновременно с этим жуткое неуважение со стороны женщин к позиции тех, кто забил на карьеру и работу ради воспитания детей. Выражается в:
"С ней стало не о чем говорить"
"Она перестала быть интересной"
"Она обабилась"
"Она стала хуже выглядеть"
"Она теперь паразитирует, потому что домохозяйка"
"Она имеет право не сидеть дома, но она им не пользуется - жертва патриархата"
"Из-за таких, как она, мужчины до сих пор думают, что могут заставить женщин сидеть дома"
"Она кормит детей грудью, хотя совершенно не обязана, занимается поддержанием пережитков патриархата, которым является

кормление грудью"
Мизогинизм в отношении кормящих женщин - следствие неправильной интерпретации значимости кормления грудью. Другие женщины не только не поддерживают выбор кормящей, но и уверены, что она "как дура" занимается какой-то ерундой, хотя могла бы кормить ребёнка смесью и не зависеть от него и дома. Женщину снова лишают разума, делая её выбор - зависимостью. Кормление грудью облекают в мириады условий:
- не кормить в общественных местах
- прикрывать себя по максимуму, чтобы грудь не была видна
- как можно быстрее прекратить кормление, потому что кормление является причиной тысячи бед - у ребёнка, со здоровьем женщины, с восприятием её сексуальности, потому что
- кормящая женщина не сексуальна
и одновременно с тем, что
- кормящая женщина - слишком серьёзный сексуальный объект
Объективизация кормящей женщины служит для подпорки кучи мифов о том, зачем и почему женщина кормит, что с ней из-за этого может случиться. От "муж ушёл, потому что кормила" и до "она кормит, чтобы как-то подтвердить свою значимость как матери, хотя для матери кормить необязательно, чтобы быть хорошим родителем". Кормление постоянно обесценивается как для матери, так и для ребёнка, потому что описывается как признак угнетённости патриархатом и следование принципам зависимости и несвободы в материнстве. Женщины, выбравшие не кормить грудью, унижают опыт кормящих, потому что право НЕ кормить грудью стало более приоритетным, чем право выбора кормить.

Все бабы дуры,
если не поступают как мы! Борьба за права женщин часто принимает именно такие формы: "Мы же боремся за твои права, идиотка!" - отнимая у женщины право самой выбирать свои права и не быть при этом в чьих-то глазах идиоткой. Когда вы боретесь за чьи-то права, спросите хотя бы - какие именно права им нужны.

Мизогиния - что это?
Часто мизогиния вуалируется под желание указать на ошибки и научить правильному образу жизни. Указывать на проблему не должно быть равным "дать почувствовать себя униженным". Указать на проблему - не должно быть равно поддержать её существование, а унижение - это укрепление самой проблемы дискриминации женщин.
Мизогиния - это прежде всего вид психологического насилия. Возможно, у женщин склонность к психологическому насилию часто идёт вкупе с попыткой проецирования своего страха дискриминации на свой пол, поэтому женщины делают других женщин ответственными за то, что ситуация с мизогинией в самом обществе не меняется. Женщина, подвергавшаяся психологическому насилию, будет стремиться сублимироваь свои переживания в том, чтобы принизить чьё-то достоинство. Поэтому мизогиния - это выплеск внутренней боли и страдания и попытка самоутверждения. Женская мизогиния в основной своей массе идёт от страха быть женщиной. Страха, поколениями укреплявшегося за счёт отказа женщинам в способности осознанно принимать решения и за счёт сексизма - объяснения всего, что происходит с женщиной, принадлежностью к конкретному полу.
источник


Люблю Україну... :)
 
MuZaДата: Неділя, 13.01.2013, 16:13 | Повідомлення # 2
Вдохновительница женственности
Група: Дружим :)
Повідомлень: 4604
Нагороди: 10
Репутація: 20
Статус: Offline
хорошая статья. в целом согласна с ней.

...
 
RedTataДата: Понеділок, 14.01.2013, 22:18 | Повідомлення # 3
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Нагороди: 28
Репутація: 47
Статус: Offline
MuZa, а самое обидное лично мне - она настолько реально описывает многое происходящее особенно на форумах (потому что в реале все-таки многие аккуратнее и с выражениями напрямую, и с озвучиванием собственной точки зрения).
а еще, особенно сильно этот термин (мизогинизм - ненависть к женщинам) применим ко многим феминистически-настроеным женщинам.
и, как я понимаю, связано это с тем, что феминистки в большинстве не за свои женские права борются, а за то, чтобы быть наравне с мужчинами, то есть за мужские права, отрицая тем самым многое женское (почти_ненавидят_женщину_в_себе).


Люблю Україну... :)
 
MuZaДата: Вівторок, 15.01.2013, 13:51 | Повідомлення # 4
Вдохновительница женственности
Група: Дружим :)
Повідомлень: 4604
Нагороди: 10
Репутація: 20
Статус: Offline
Цитата (RedTata)
феминистки в большинстве не за свои женские права борются, а за то, чтобы быть наравне с мужчинами, то есть за мужские права, отрицая тем самым многое женское (почти_ненавидят_женщину_в_себе)

в целом согласна,
только борятся не ха мужские права, а можно сказать - хотят быть мужчинами,
и с другой стороны, мужчинам которые_ненавидят_мужчину_в_себе очень выгодно это, ведь тогда не нужно быть им - мужчиной.
получается, что все переплетается, и не отделимо друг от друга.


...
 
LatteДата: Середа, 16.01.2013, 09:58 | Повідомлення # 5
Многогранная Женщина
Група: Дружим :)
Повідомлень: 221
Нагороди: 1
Репутація: 6
Статус: Offline
прикольная статья cool
понравилось про детей и работу и гв. Сейчас все удивляються что уже 3 детей, даже на улице часто - Это все ваши?. И еще так удивленно и еще хорошо выглядишь и высыпаешься, наверное работа плохая ( часто спрашивают где работала), или дети спокойные и послушные, аж смешно. А ведь мы созданы что б давать, давая получать, тогда мы истинно счастливы. А у нас все привыкли только брать , только о себе и себе все, им нас не понять.


Пусть мы не способны вершить великие дела на этой Земле, но мы способны делать хоть и  маленькую работу, но с великой Любовью.
 
виталияДата: Середа, 16.01.2013, 18:47 | Повідомлення # 6
Вдохновительница совершенства
Група: Самоизучаемся:)
Повідомлень: 5070
Нагороди: 17
Репутація: 26
Статус: Offline
Latte, абсолютно согласна.. :)

влюбленная в жизнь..
 
MuZaДата: Четвер, 17.01.2013, 00:11 | Повідомлення # 7
Вдохновительница женственности
Група: Дружим :)
Повідомлень: 4604
Нагороди: 10
Репутація: 20
Статус: Offline
девочки и я с Вами согласна.

Добавлено (16.01.2013, 23:10)
---------------------------------------------
в этом есть зерно

Работы С.Бовуар относятся к периоду «второй волны» феминизма, когда после движения суфражисток за избирательное право актуализируется необходимость осмысления других форм дискриминации женщины и развития женского освободительного движения. Писательница актуализировала проблему мужского доминирования в структуре власти, что является причиной угнетения и неравенства. Такая система превращает женщину в объекта/ Другого.

Существует ли Женщина?

Основной тезис книги Второй пол[1]:«Женщиной не рождаются, ею становятся»отсылает нас к социальной сконструированности понятия «женщина», «женственность». Симона де Бовуар утверждает, что не существует такого явления, как женская природа и женственность. То, что вкладывается в эти понятия обусловлено культурно и исторически.

«Только ее поведение, ее качества, все, в чем ее обвиняют, не предопределено ей природой, ее женскими гормонами, и не заложено в клетках ее мозга: общество, общественное устройство, принуждает женщину вырабатывать в себе определенные качества и диктует ей формы поведения, которые предопределены ее “ситуацией”» (с.674).

Соответственно создается некий миф, эталон, единое монолитное представление о том, что есть такое женщина и женственность. Общество требует от каждой женщины соответствия данному образу, которое, по сути, невозможно.

«Итак, рассеянному, случайному, множественному существованию разных женщин мифологическое мышление противопоставляет единую, застывшую Вечную Женственность; и если данному ей определению в чем-то противоречит поведение женщин из плоти и крови, виноваты в этом последние; вместо того чтобы признать Женственность отвлеченной категорией, женщин объявляют неженственными. Аргументы опыта бессильны против мифа» (с.294).

Гендерные различия не являются естественными или биологическими, но в социокультурном пространстве легитимируются в данных категориях. В большей мере данные различия проявляются в моделях поведения, социальных сферах, то есть практиках повседневного взаимодействия. При этом властные отношения инкорпорированы в гендерные отношения, таким образом, что различия мужского и женского репрезентируются как неравенство возможностей разных групп мужчин и женщин.

«Девочка во всем видит подтверждение описанной иерархии полов. В истории и литературе, которые она изучает, в песнях и сказках, которые ей поют и рассказывают, повсюду воспевается мужчина. Грецию, Римскую империю, Францию и все другие государства создали мужчины, они же открыли ценность земли и создали орудия для ее обработки, они управляют землей, они создали существующие на земле статуи, картины, книги. В детской литературе, мифах, сказках и рассказах отражаются гордыня и вожделение мужчин, девочка познает мир и свою судьбу в нем через мужское восприятие» (с.330).

Бовуар подробно описывает, каким образом конструируется неравенство полов в процессе социализации детей через культурные символы, взаимодействие с родителями и другими взрослыми, детьми.

«Родители и воспитатели, книги и сказки, женщины и мужчины всячески расхваливают девочке прелести пассивности, ее учат наслаждаться ими с раннего детства, Она поддается искушению, сама того не замечая, ее уступка тем более неизбежна, что порывы ее трансцендентности наталкиваются на самое решительное сопротивление. Но принять пассивность означает также принять без борьбы навязываемую ей извне судьбу, и такая перспектива ее пугает. Перед мальчиком, будь он честолюбивым, легкомысленным или робким, будущее открывает множество дорог: он может стать моряком или инженером, остаться в деревне или уехать в город, отправиться в путешествие или разбогатеть. Глядя в будущее, где его ждут разнообразные возможности, он чувствует себя свободным. Девочка выйдет замуж, станет матерью, бабушкой, она будет заниматься домашним хозяйством точно так же, как ее мать, будет воспитывать детей, как воспитывали ее самое. В двенадцать лет она уже точно знает, что ей уготовано, она будет жить день за днем, но строить свою жизнь, ей не дано» (с.339).

Различия полов предстают, как строящиеся на универсалистской точке зрения, отождествляющей мужское с общечеловеческим и сводящей женское к второстепенной позиции «Другого». За мужчиной в обыденном сознании закреплена роль творца, создателя, субъекта, хозяина, а за женщиной – объекта его власти.

«То есть мужчина считается представителем позитивного и нейтрального, в нем видят одновременно самца и представителя рода человеческого, женщина же представляет собой только негативное, она не более чем самка. Поэтому всякий раз, когда она ведет себя как представитель человеческого рода, о ней говорят, что она хочет уподобиться самцу. Ее занятия спортом, политикой, наукой, ее влечение к другим женщинам воспринимаются как «протест против засилья мужчин»; общество не желает видеть, что она стремится к завоеванию определенных ценностей, и поэтому расценивает ее субъективное поведение как выбор, противоречащий ее природе. В основе такого восприятия лежит глубокое заблуждение: считается, что женский представитель человеческого рода по природе своей может быть лишь женственной женщиной; для того чтобы стать идеальной женщиной, недостаточно быть ни гетеросексуальной, ни даже матерью; «настоящая женщина» – это искусственный продукт, фабрикуемый цивилизацией, как когда-то фабриковались кастраты; так называемые «женские инстинкты» кокетства и покорности внушаются ей обществом точно так же, как мужчине внушается гордость его половым членом» (с.450).

То, что вкладывается в понятие «женщина»/ «женственность» призвано поддерживать существующую иерархию между полами. Любые попытки женщины приобрести позицию активного субъекта посягают на разрушение гендерного разделения и неравенства. Соответственно понятие «женщина» не просто включает в себя какие-то категории, идеи, образы, но встроено в отношения власти и подчинения. Именно это определяет, почему женщина приобретает свойства пассивного объекта.

Женское тело как «другое» тело

Следует подчеркнуть, что женщина рассматривается как существо «второго сорта» в отношении мужчины.С.Бовуар указывает на то, что женское тело предстает как отягченное всем тем, что подчеркивает специфику этого тела. Женское тело интерпретируется, как отличное от мужской нормы, «иное», «другое». Однако, этому «другому» не позволяют автономно существовать, и добавляют значения «аномальности», «патологичности», «плохости», которые поддерживают ситуацию доминирования мужского над женским, как нормы над патологией, разума над безумием и т.д.

«Человечество создано мужским полом, и это позволяет мужчине определять женщину не как таковую, а по отношению к самому себе; она не рассматривается как автономное существо (…) Она – лишь то, что назначит ей мужчина. Таким образом, ее называют «полом», подразумевая под этим, что мужчине она представляется, прежде всего, существом определенного пола: для него она является полом, а значит, является им абсолютно. Она самоопределяется и выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она – несущественное рядом с существенным. Он – Субъект, он – Абсолют, она – Другой» (с.28).

Симона де Бовуар прослеживает формирование этой андронормативности на примере биологических, социально-философских, психоаналитических теорий, а также данных антропологических исследований, литературных произведений и др. Она показывает, что над всеми аспектами социальной жизни и мышления доминирует это отношение к женщине как к «Другому». Эта культурная норма усваивается самими женщинами в процессе социализации.

Женское тело как «Другое» по отношению к норме, с одной стороны, определяет положение женщины в обществе, с другой же стороны, легализует социальный контроль и практики властного воздействия на женское тело. Это значит, что женское тело включено в пространство разнообразных практик, которые его дисциплинируют и манипулируют им. Так, в культуре, в разные время проявления женского тела наделялись разнообразными предписаниями и табу.

С.Бовуар подробно описывает, например, менструальные табу. Менструация несет в себе и негативные и позитивные коннотации. С одной стороны, она символ способности женщины к репродукции и деторождению. С другой стороны, именно факт способности женщины к зачатию требует контролирования с этого периода ее сексуальности, что получает широкое распространение в патриархатных обществах.

«в Египте, где к женщине относились с исключительным почтением, на протяжении всего периода месячных ее держали взаперти»; «В Левите, в частности, говорится: “Если женщина имеет истечение крови, текущей из ее тела, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего. И всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера. И все, на чем она ляжет... и все, на чем сядет, нечисто. И всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера”»; «В 1878 году один член Британской медицинской ассоциации дал интервью «Бритиш медикэлджорнэл», где заявил следующее: “Не вызывает сомнений, что мясо портится, если к нему прикасаются женщины, имеющие в это время менструацию”. Он утверждает, что сам лично наблюдал два случая, когда окорок испортился при подобных обстоятельствах. В начале нашего века на сахарных заводах Севера устав запрещал женщинам появляться на предприятии в период того, что англосаксы называют «curse» – «проклятия», ибо иначе сахар чернеет. В Сайгоне женщин не берут на фабрики по производству опиума: из-за их месячных опиум сворачивается и становится горьким» (с.190-191).

Во многом данные менструальные табу воспроизводятся до сих пор. Тема «месячных» – это то, о чем до сих пор не принято говорить публично. В публичном пространстве, на работе, на учебе женщина призвана скрывать следы своего состояния. Вряд ли возможно заявить, что тебе плохо, потому что у тебя месячные. Лучше сказать, что болит голова или болит живот. Создается целая индустрия средств, призванных помочь женщине максимально эффективно скрыть следы данного процесса. Другими словами, практики контроля женского тела стали более изощренными и не-явными. Но женское тело продолжает означиваться как что-то «Другое», и это включает в себя и определенные правила в отношении того, каким оно должно быть.

Одним из результатов данного процесса становится подчеркивание значимости внешности в установлении идентичности и индивидуальности.Манипулирование с внешностью включает в себя огромное количество практик призванных создать образ «нормативной» женской внешности и тем самым включить женщину в замкнутый круг по поддержанию своего тела в определенных пределах, осуществляя за ним постоянный контроль.

«Девочка чувствует, что тело выходит из-под ее власти, перестает быть простым отражением ее индивидуальности, становится чужим ей. В то же время другие начинают воспринимать ее как вещь, на нее смотрят на улице, обсуждают ее телосложение, ей хотелось бы, чтобы ее не видели, ей страшно и превращаться в плоть, и выставлять эту плоть на всеобщее обозрение. От отвращения к себе у многих девушек появляется желание похудеть, они отказываются есть, а если их заставляют, их тошнит, они постоянно следят за своим весом. Другие становятся болезненно робкими, для них настоящая пытка войти в гостиную или даже выйти на улицу» (с.348). «Рутинная традиция надевает еще одно ярмо на женщину – невозможно заботиться о красоте, не заботясь о своем гардеробе» (с.606).

Женская сексуальность

Симона де Бовуар в своей книге уделяет определенное внимание и теме женской сексуальности. Женщина чаще всего ограничена заданным набором ролей как матери или сексуально объекта. Ей отказано в праве быть субъектом собственного желания.

«Так как предназначение женщины состоит в том, чтобы быть обладаемой, то ее телу должны быть свойственны инертность и пассивность объекта» (с.200).

Проявляется это в культуре в особом ценностном отношении к девственности и непорочности женщины. Женская сексуальность увязывается с разнообразными предписаниями. Предписания в отношении сексуальности являются свидетельством того, что модели отношений между мужчинами и женщинами, мужчинами и детьми, а также женщинами и детьми обусловлены социальными институтами и ролями, а не предопределены биологически.

Добавлено (16.01.2013, 23:11)
---------------------------------------------
«Итак, «анатомическая судьба» мужчины и женщины глубоко различна. Не менее различны их нравственные установки и общественная «ситуация». Патриархальная цивилизация обрекает женщину на целомудрие; право мужчины на свободное удовлетворение сексуальных желаний признается более или менее открыто, но женщина замкнута в границах замужества, для нее физическая любовь, не освященная законом или венцом, является грехом, падением, поражением, слабостью; она обязана всячески защищать свою честь и целомудрие; ее «уступка», или «падение», ведет к презрительному отношению к ней, тогда как ее победитель вызывает восхищение, хотя на словах его и осуждают. С первобытных времен до наших дней бытует мнение о том, что постель для женщины – это «служба», за которую мужчина выражает благодарность, преподнося подарки или обеспечивая ее жизнь. Но служить – значит отдаваться хозяину; в таких отношениях нет и намека на взаимность. Чтобы убедиться в этом, стоит лишь вспомнить об отношениях супругов или о существовании проституции: женщина отдается, мужчина берет ее и вознаграждает. Ничто не мешает мужчине завоевать и овладеть женщиной, стоящей ниже его на общественной лестнице, общество всегда терпимо относилось к любовной связи между хозяином и служанкой, однако состоятельная женщина, отдающаяся шоферу или садовнику, вызывает осуждение» (с. 413).

При этом Симона де Бовуар рассматривает семью и материнство как формы угнетения женщины, несмотря на современные трансформации данных институтов.

«Традиционная форма брака постепенно меняется, но и в настоящее время он остается формой угнетения, которое, хотя и по-разному, затрагивает обоих супругов. С точки зрения прав, которые в принципе им предоставлены, они почти равны, по сравнению с прошлым они более свободны в выборе, им значительно легче расстаться (...)Иногда муж и жена поровну распределяют между собой заботы по хозяйству, они вместе развлекаются, занимаясь туризмом, велосипедным спортом, греблей и т.д. Жена уже не проводит дни в ожидании мужа, она занимается спортом в различных обществах или клубах, у нее есть занятия вне дома. Изредка она даже занимается какой-нибудь незначительной работой и зарабатывает немного денег. Возникает впечатление, что в молодых семьях супруги абсолютно равны между собой. Однако до тех пор, пока ответственность за материальное обеспечение семьи возлагается только на мужа, это впечатление обманчиво. Место жительства семьи выбирает муж, исходя из требований своих профессиональных занятий, жена же вынуждена ехать с мужем из провинции в Париж, из Парижа в провинцию, в колонии, за границу. Уровень жизни семьи определяется по уровню заработка мужа, в соответствии с его занятиями организуется распорядок дня, распределяются дела в течение недели и года. Друзья и знакомые семьи, как правило, выбираются среди людей, с которыми муж связан по профессии. Поскольку муж является более активным членом общества, чем жена, именно он определяет интеллектуальные, политические и моральные воззрения семьи (...)Для женщины, неспособной зарабатывать себе на жизнь, развод остается лишь абстрактной возможностью» (с.546).

При этом женское тело в первую очередь означивается как тело материнское, способное не просто к воспроизводству, но также способное осуществлять последующий уход за ребенком. Патриархатная идеология конструирует материнство как естественное предназначение женщины, определяя ее тело лишь одним вариантом существования, посредством означивания ее репродуктивных функций как потенциально материнских. Симона де Бовуар убеждена, что в большинстве культур материнство как институт является формой рабства и угнетения женщин, способом деградации женских возможностей, ограничения существования женщины одним нормативным вариантом.

«Лишенная независимости в своем теле и обделенная социальным достоинством, женщина-мать строит утешительные иллюзии по поводу ощущаемого внутри себя живого существа, бесспорной ценности. Но это лишь иллюзия. Ибо на самом деле женщина не делает ребенка; он сам делается внутри ее; ее плоть производит только плоть; женщина неспособна обосновать чье-либо существование, оно будет шагом самостановления; в свободных сотворениях объект рассматривается как ценность и облачается в одежды необходимости: пока ребенок не покинул чрева матери, необоснованно его рассматривать как ребенка, это всего лишь немотивированное размножение способом деления клеток, это голый факт, случайность которого симметрична случайности смерти. У матери могут быть свои причины захотеть ребенка, но она не сможет передать тому другому существу, которое появится завтра на свет, свои собственные основания для жизни; она дает ему жизнь в силу общих свойств своего организма, а не в силу особенностей ее личной экзистенции, ее существования» (с.565).

Писательница подчеркивает социальную обусловленность процесса воспроизводства, его большей связи с культурными предписаниями, нежели с «естественным предназначением». Сексуальность включена в системы власти, которые награждают и поощряют некоторых людей и некоторые виды активности и тем временем карают и подавляют других людей и их практики. Женская сексуальность, как и тело женщины, рассматриваются как объект для наблюдения и манипуляций.

Освобождение женщины

Симона де Бовуар видит потенциал освобождения женщины в экономической независимости и изменении распределения ресурсов в обществе.

«Освобождение женщины станет реальностью лишь в том случае, если оно будет делом коллективным, и его необходимым условием является окончательное торжество ее экономической независимости» (с.704).

Писательница подчеркивает, что, не смотря на декларированное равенство прав мужчин и женщин, обретение женщиной избирательного права, реальное освобождение женщины без экономической независимости невозможно.

«Один только труд может гарантировать ей реальную свободу. Как только женщина перестает вести паразитический образ жизни, система, основанная на ее зависимости, рушится, исчезает необходимость в посреднике-мужчине, который связывает ее с внешним миром. Проклятие, тяготеющее над зависимой женщиной, заключается в том, что ей не дозволено делать что-либо самой» (с.759).

Однако при этом важно и изменение всей социальной структуры, так как по мнению Бовуар только социалистическое общество может предложить такую модель, при которой возможно преодолеть трудовую эксплуатацию и предоставить женщины реальные ресурсы для эмансипации.

«Лишь в социалистическом обществе женщина, получая доступ к труду, обретает и свободу. Сегодня большинство трудящихся подвергаются эксплуатации. Кроме того, несмотря на изменения в положении женщины, социальная структура не претерпела глубоких перемен. Мир, хозяевами в котором всегда были мужчины, по-прежнему сохраняет тот облик, который они ему придали. Эти факты не следует упускать из виду, так как они определяют всю сложность вопроса о женском труде» (с.760).

«Становясь экономически независимой от мужчины, женщина не обретает тем самым ни морального, ни социального и психологического положения, идентичного положению мужчины. Ее подход к профессиональной деятельности, как и сама ее профессиональная деятельность, находится в зависимости от условий ее жизни в целом. Но ведь когда девушка вступает во взрослую жизнь, она не имеет за собой того багажа, которым располагает юноша, да и общество глядит за нее другими глазами. И мир она воспринимает в иной перспективе. Быть женщиной – значит сегодня для автономного человеческого существа сталкиваться с особыми проблемами» (с.761).

Капиталистическая система поддерживает систему контроля мужчин над женским трудом. Суть этого контроля заключается в том, что женщины не допускаются к высокооплачиваемым рабочим местам, к производительным сферам труда (женщины чаще всего сконцентрированы в непроизводственных сферах). Все это подталкивает их к рассмотрению брака как средства решения материальных проблем. Соответственно С.Бовуар видит освобождение женщин в изменении их положения на рынке труда и структуре власти, распределения ресурсов.


...
 
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Пошук:

Наше Чадо. Сайт о беременности, развитии и воспитании детей