О талантах детей и родителях. Я, человек обладающий массой талантов. Говорю это без ложной скромности, так как признание оного факта мне далось нелегко и еще труднее мне дается вопрос - что с этим всем делать? Так уж получилось, что всем моим способностям родителями, не особо уделялось внимание, считая, что это само собой разумеющееся, но зато ударить по "слабым местам", сравнивая меня с другими где я была явно бесталанна, это было всегда пожалуйста. Да что таланты, внешность, вкус, манера общаться и прочее и прочее. По словам моей мамы можно было подумать, что все кругом лучше меня, одна я такая не удалась. Знакомая картинка, не правда ли? Это уже значительно позже я поняла, что родители мне добра хотели, что это такой "педагогический прием", типа "Я ей покажу, кто и в чем лучше ее, она сразу захочет стать как они, подтянется и просветлится". Но ребенок принимает те ценности, на которые ему указывает общество и родители (в первую очередь) и если ему постоянно тыкают, что все самое лучшее соредоточено во вне, а не в нем, он начинает себя обесценивать. Это вводное слово, а теперь я расскажу вам историю, которая произошла года 2-3 назад с моим младшим сыном. Она как раз о талантах и о том, как важно видеть их в своем ребенке.
Мой младший сын философ и дипломат. Он много рассуждает о вещах, которые мало интересуют его ровесников, он все время что-то изобретает, строит целые миры из своих игрушек, отлично играет в "Герои" и "Веселую ферму", ему сложно отказать в просьбах, потому что он просит так, что тут же хочется отдать ему весь мир. Но есть у него одно НО, он слабо физически развит. Нет, вру, сейчас он уже догнал своих сверстников, совершенно сам делает по утрам отжимания и какие то асаны из йоги. Но на момент, когда произошла эта история, а было это года 2-3 назад, он бегал неустойчиво, бросал мяч слабо, прыгал недалеко и вообще физическая подготовка была не его коньком. Я особо не обращала внимания на это, так как была уверена, что всему свое время, во-первых, а во-вторых видела расцветающие в нем таланты мышления и любознательности, сосредоточенности и анализа и очень бережно относилась к этому. Да, конечно мне все говорили, что надо отдать его в секцию спортивную и прочее и прочее. Я отмалчивалась, потому что знала, что это неправильно, но объяснить всем, почему это неправильно, не могла. Единственное куда мы пошли - это детская йога. На карате или легкую атлетику меня не хватило. Да и Пашка отказывался. Как то в разговоре с Леной Михалковой я затронула эту тему и она мне сказала такую вещь: "Ну пойдет он в эту секцию, будет там самых худший в группе, поймет что он неудачник в том, что в этой группе является ценностью. Кому от этого будет лучше?" Эта мысль меня зацепила и я начала думать дальше. Если у него сейчас развивается сознание, причем очень интересно и глубоко, то может не стоит пока трогать тело? Я почему то была уверена, что телом он своим займется, когда придет потребность. Ну не в 6 лет, так в 16, когда начнет понимать, что "девочкам нравятся сильные мальчики". На все возражения об упущенном времени я отвечала, что если мне, в мои 30 с лишним лет что-то нужно, я этого добиваюсь.
Я опять отклонилась от истории, которую хочу рассказать. Так вот, поехали мы как то на детский праздник, где собралась компашка из 6 детей. Трое было старших, ровесников Сашки и трое младших, ровесников Пашки. При этом один был младше Пашки почти на год. Пашка очень хотел на этот праздник, прожужжал мне уши за месяц до этого, готовился. Ехали мы на дачу и собирались остаться там с ночевкой. Все проходило нормально, даже весело. Один из приехавших пап устроил какие то викторины с детьми, конкурсы, спортивные состязания. Мы сидели женщинами, разговаривали как всегда о мужиках высоком и я не очень наблюдала что там происходит. В какой то момент у меня зазвонил телефон и я ушла от общей тусовки. Во время разговора ко мне подошел Пашка, какой то странный и притихший и начал стучать ладошкой по мне, чтобы я обратила на него внимание. "У тебя что-то срочное?" "Мама, поехали домой." Я удивилась такому заявлению. "Подожди, я сейчас договорю и мы с тобой разберемся." Он послушно встал рядышком, постоял, прижавшись к ногам, потом повернулся спиной ко мне, начал смотреть вверх на небо и ... креститься. Если учесть, что семья у нас не набожная и подобный акт не является повседневностью, я поняла, что происходит что-то совсем из ряда вон. Быстро попрощалась по телефону, заграбастала своего детеныша и пошла в укромную комнату, где нам не будут мешать, чтобы выяснить, что произошло.
"Что произошло? Почему ты хочешь домой?" "Просто мне грустно и скучно, поехали домой" Он твердил это на все мои попытки выяснить, что происходит, что вполне нормально, так как ребенок еще не способен найти и объяснить сам, источник своего внутреннего конфликта. Он выдает уже следствие (в данном случае - мне плохо, бежать). Да что говорить - многие взрослые не способны это сделать. Смотрите как интересно работает мышление? Ясно, что внешний конфликт с окружением - это внутренний конфликт с самим собой, где ты не смог справиться с ситуацией. Но наше сознание нас защищает и когда эго чувствует угрозу сразу возникает одна из двух реакций - бить или бежать. Вот наша, взрослая задача научить ребенка отслеживать "точку входа", то есть видеть и спокойно принимать, где начался внутренний конфликт и дать ребенку инструменты для саморегулирования.
Я стала быстро вспоминать, что было на празднике и что могло послужить толчком такой реакции. Женское мышление способно записывать под корочку все события, которые происходят с ее ребенком, даже если она пристально не наблюдает за ним. Помните, когда вы на кухне моете посуду, думаете о чем-то своем, но краем сознания слышите, что в комнате делает ребенок и по звукам определяете, когда надо идти спасать любимую бабушкину хрустальную вазу. И я вспомнила! Спортивные соревнования. Он наверняка там был не на высоте. Причем в викторинах, в отгадывании загадок, ребусов и прочем, где нужен мозг, он показал себя. "Скажи мне, а не испортило ли тебе настроение то, что ты проиграл в соревнованиях?" Он задумался. Потом начал плакать:"Они все лучше меня. Даже у (назвал имя мальчика, который младше) получалось кидать мяч, а у меня нет." Этот мальчик действительно был очень физически развит. Он из тех, кто в будущем станет хорошим воином, смелый, быстрый, физически крепкий. Идет напролом и ничего не боится. Есть одно но, уровень его интеллекта оставляет желать лучшего, ну нет у него таланта в этом.
"Паша, да у него есть физический талант, но он же неумный!" "Это как?" "Ну как? Он глупый, тупой, понимаешь? У него свои таланты, у тебя свои. Ты же в викторинах, наверняка соображал быстрее его? И это не значит, что кто-то из вас хуже или лучше, просто надо ценить свое и не расстраиваться, если что-то у тебя не получается так как у других.Принимай поражение с достоинством." Было видно, что эта мысль ребенку в голову не приходила. "Понимаешь, Паша, то, что у нас получается легко мы не ценим, хотя это и есть богом данный нам талант, и это как раз то, что придает нам силы и вдохновение, то что надо развивать. А за этим подтянется и все остальное." "А какой у меня талант?" Я начала перечислять, вспоминая, как дети всегда отправляли к взрослым на переговоры именно его, потому что никто другой не мог выпросить то, что удавалось Пашке обычной просьбой. Я вспомнила его чувство юмора, которое часто позволяет разрядить обстановку, как он легко решает задачи, которые другим не под силу, вспомнила как он много знает о вещах, о которых другие и не задумываются. Он слушал внимательно, повеселел. "А и правда, мама я же еще могу ..." И он начал уже сам перечислять свои сильные стороны.
Мы остались на празднике, он вернулся к детям уже с улыбкой и аплодировал этому мальчику, когда он демонстрировал взрослым кувырки и сальто. А я подумала, почему мне, блин, в свое время не указали на то, что есть у меня. Я же, наивная, думала, что то, что есть у меня, это так у всех и сколько было обид на то, что люди ложались там, где я могу выполнить задачу на раз-два. Я то думала, что они не хотят. И только к 30 годам поняла, что нет у людей этих талантов. Зато есть другие.