Психологические механизмы защиты
|
|
RedTata | Дата: Середа, 31.07.2013, 05:51 | Повідомлення # 1 |
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Статус: Offline
| Почему психологическая защита так называется?
Защита, как известно защищает. Кого-то от чего-то. В гештальте психологические защиты называют прерываниями контакта, т.к. в момент проявления защиты человек теряет контакт со своими чувствами и потребностями и с другим человеком. То есть становится неаутентичным. Прерывание защищает человека от встречи со своими чувствами и потребностями, со своим раненым "я". В гештальте считается, что этих прерываний/защит аж 12 штук. Есть и номер 13:) Шутливый такой. 13.м номером считается низкий интеллект. Я опишу только основные несколько. 1. Слияние - я считаю себя частью среды/другого человека или считаю другого человека/среду частью себя, то есть приписываю среде/ другому человеку свои мысли, желания, чувства, качества, или наоборот, приписываю себе чужие желания, чувства, качества, мысли. Слияние помогает человеку не сталкиваться с собой реальным и с другим реальным, так как это может вызвать очень неприятные чувства. 2. Интроекция - это собственно как раз присваивание/ приписывание себе каких-то вышеприведенных феноменов без их критической оценки без прожевывания и осмысления этой информации на предмет того подходит это мне или нет. Чаще всего интроекция служит опорой защищает человека от осознания своей неуверенности и беспомощности. Классика интроекции - эрудиты люди говорящие штампами и лозунгами неспособные объяснить их глубинный смысл лично для себя. Если им задавать вопрос "почему ты так считаешь?", в ответ можно услышать отсылки к авторитетам, "не знаю", "меня так воспитали" и т.п. 3. Проекция - это приписывание чего-то своего другому человеку или среде. Проекции могут быть позитивными и негативными. Например, обвинение - это как раз есть проекция. Негативная проекция защищает человека от ощущения себя плохим, от чувства вины и стыда, от переживания негативных чувств. Позитивная проекция защищает человека от разочарования в других людях и, как следствие, от потери опоры во вне, от чувства одиночества. 4. Ретрофлексия - удерживание чувств внутри себя, направление их на себя с целью защитить себя от ответной внешней реакции, по типу "нагажу себе сам, пока этого не сделали другие". Ретрофлексия так же защищает от разочарования в других и потери опоры во вне. Вся психосоматика является следствием ретрофлексии. 5. Дефлексия - это когда я смеюсь вместо того, чтобы плакать, ем вместо того, чтобы злиться, думаю, вместо того, чтобы чувствовать, работаю вместо того, чтобы отдыхать. Дефлексия помогает избежать встречи со своими реальными чувствами и желаниями, так как они могут сопровождаться ощущением себя плохим, чувством стыда или вины, ну и вообще позволяет чувствовать себя счастливым несмотря на внутреннее несчастье. Зависимости - яркая иллюстрация дефлексии. А еще дефлексию хорошо иллюстрирует такой феномен как "сорвать на ком-то зло". 6. Эготизм - похож на ретрофлексию, но более высоко организован. Это попытка контролировать каждое свое действие, каждый свой спонтанный импульс дабы избежать ощущать себя плохим, неправильным, испытывать страх, стыд и чувство вины. В большинстве своем свойственен очень ранимым (я бы "ранимость" таки везде заменяла на "раненость") и тревожным людям, пережившим много психического насилия, но сумевшим в качестве своего оружия вырастить мощный интеллект, от которого ничто не ускользает. 7. Профлексия - похожа на проекцию и дефлексию одновременно, выражается чаще всего в гипервнимании к другому человеку. Профлексируя, человек защищает себя от боли осознавания того, как много ему самому нужно внимания, тепла и заботы. 8. Вытеснение - абстрагирование от чего-то, защита психики человека от того, чтобы позволить себе реагировать. Часто является следствием сильных травм. Обычно вытеснение воспринимается человеком как забывание.
В общем психологические защиты позволяют человеку не чувствовать, насколько ему плохо и насколько сильно он в чем-то нуждается. Защиты нельзя однозначно назвать чем-то негативным. На самом деле они правда помогают человеку выжить в тяжелой ситуации с минимальными энергетическими затратами. Я потом еще допишу про идеализацию, обесценивание, замещение и перенос. источник
Люблю Україну... :)
|
|
| |
RedTata | Дата: П`ятниця, 02.08.2013, 05:09 | Повідомлення # 2 |
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Статус: Offline
| И так, диссоциация. Диссоциация - отстраненность от своих чувств, когда человек может назвать свои чувства, но не переживает их, смотрит на себя как бы со стороны. Например, может рассказывать о себе какие-то печальные или неприятные факты (действительно неприятные) и при этом либо не реагировать эмоционально совсем, либо улыбаться, как бы иронизируя. Эта защита защищает от собственно переживания чувств. Часто свойственна тем, кто запрещает себе плакать, жаловаться. Так же как и ретрофлексия, диссоциация является как бы средством подослать соломки в случае, если мои переживания могут вызвать негативную реакцию со стороны. Довольно часто это следствие травм насилия, когда с ребенком обращались как с вещью, не задумываясь о том, как он себя при этом чувствует. Почувствовать себя в этом случае - это значит снова пережить травму. И психика здесь стоит на страже. К сожалению, травму не излечить, не прикасаясь к ней. Защиты играют роль такого гипса на ране. Вроде как загипсовал - и можно верить в то, что ничего плохого со мной не происходило. Тем не менее рана не заживает без воздуха, участия и внимания своего и/или другого человека. Идеализация - очень похожа на позитивную проекцию, только это более мощная вещь. Идеализации свойственно безропотное доверие, практически поклонение, где идеализируемому объекту/субъекту приписывается совершенство во всем. Поскольку никто не совершенен, долго идеализация продержаться не может, и как только субъект/объект показал свое несовершенство, это у идеализирующего вызывает сильную фрустрацию и последующее обесценивание. Функция идеализации - опора, создание иллюзии безопасности. То есть как бы идеальный объект не способен причинить боли, всегда будет приносить только счастье. Идеализация возникает как следствие хронической опасности, в которой ни на кого никогда нельзя было положиться, кругом подстава. Идеализация как бы является гиперкомпенсацией страха. В крайних случаях идеализация проявляется как религиозный экстаз, то бишь психотическое состояние. Идеализация защищает от столкновения с реальностью и переживания своей беззащитности, беспомощности, страха, неуверенности. Мир для идеализирующего делится как бы на две половины - черная и белая. Все, что не подходит в категорию "белое" называется плохим и отрицается, так же с этим ведется борьба. Идеализирующему человеку свойственно спасать мир. Таким образом он пытается сделать мир для себя безопасным и предсказуемым. Контроль - тоже свойство идеализирующего. То есть если вы ведете себя по "черному", то идеализирующий будет манипулировать вами таким образом, чтобы добиться от вас "белого" поведения. Если не добьется, назовет вас плохим и отвергнет. источник
Люблю Україну... :)
|
|
| |
RedTata | Дата: П`ятниця, 02.08.2013, 05:10 | Повідомлення # 3 |
Вдохновительница женственности
Група: Администрируем
Повідомлень: 20841
Статус: Offline
| Основным и базовым защитным механизмом является слияние. Все остальные защиты являются его производными. Слияние - это первое, что переживает плод внутри матери, являясь его частью. Самое безопасное состояние человека - это быть плодом. Все потребности удовлетворены биологически: я принят, я защищен, я сыт, мне тепло. Все это мне обеспечивает другой человек - мать. Когда дети не чувствуют себя в безопасности, они инстинктивно заворачиваются в одеяло, прячутся в него, воссоздавая это состояние плода. Плод не может чувствовать границ своего тела и не может выделять свои чувства и потребности. Этому его учат его родители после его рождения. И если потребности ребенка удовлетворяются не как его отдельные потребности, а как свои собственные, то осознавание своей отделенности и не происходит. Границы не обнаруживаются. И человек продолжает считать себя частью другого человека, а его - частью себя. И любое обозначение отдельности вызывает страх или злость, которая служит тому, чтобы изменить объект, подчинить его себе, чтобы он продолжал оставаться его частью. Насилие, как ни странно - следствие желания обрести безопасность. Поэтому именно самые жестокие люди есть самые несчастные. Не узнав о своей отдельности в теплой и дружественной обстановке, помогающей ему пережить фрустрацию, страх и снова обрести опору в том, что отдельность не значит небезопасность, человек всячески избегает осознать свою отдельность. Для такого человека это равносильно обнаружить себя младенцем в мире, где уже никто не будет о нем заботится, абсолютно беспомощным и не могущим себя защитить. Ведь эта функция все время возлагалась на "часть меня" - другого человека. Поэтому часто, когда человек обнаруживает, что другой и не думает себя признавать его своей частью, думать так же, хотеть того же, чувствовать то же самое, это вызывает приступ злости, как агрессию направленную на восстановление безопасности.
Человек, который испытывает трудности с индентификацией своих чувств, не может использовать их себе во благо. В этом случае случается рационализация и интеллектуализация. То есть вместо природного компаса, человек начинает оперировать понятиями, для того чтобы определить, подходит ему кто-то или нет. Ориентироваться же как-то надо. За основу тут принимаются высказывания других людей. И чем красивее высказывание, тем больше ему человек доверяет. Красивее - значит больше соответствует понятию совершенства в его личном представлении. Например, хороший человек не станет говорить, что ему что-то неприятно, не станет кричать и злиться. Я буду доверять только тем, кто никогда не говорит ничего плохого обо мне и никогда не проявляет негативных реакций. Такое ориентирование, если вы понимаете, обречено на провал. То есть таких людей нет. А значит доверять никому нельзя. И здесь каждый сам себе хозяин и сам выстраивает критерии своего доверия. Без этих критериев жить невозможно. Они так же ценны, как и защиты. Но проблема в том, что эти критерии не пересматриваются. Человек, переживший много небезопасности хочет раз и навсегда иметь надежную опору. И именно поэтому не склонен менять свои критерии. Раз и навсегда безопасности нет. Мы лодки в море жизни. А в море погода все время меняется. источник
Люблю Україну... :)
|
|
| |
MuZa | Дата: П`ятниця, 02.08.2013, 13:57 | Повідомлення # 4 |
Вдохновительница женственности
Група: Дружим :)
Повідомлень: 4604
Статус: Offline
| хорошая статья!
...
|
|
| |