Если следовать йоге, то к медитации надо прийти постепенно:
Виктор Бойко
Руководитель Московского центра «Классическая йога». Практикует йогу 35 лет
Я занимаюсь йогой недавно и в процессе практики столкнулась с проблемой: во время медитации не могу как следует расслабиться и "отключиться" от внешнего мира. Я пытаюсь медитировать под музыку, но в голове все равно возникают мысли.
Виктор Бойко: Если вы занимаетесь йогой недавно, о какой медитации может идти речь? В раджа-йоге (она же аштанга-йога Патанджали) насчитывается восемь ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Первые пять - это соблюдение морально-этических предписаний, очищение и оздоровление тела (асана и пранаяма, объединяемые понятием хатха-йога), а также пратьяхара - умение отключаться от воздействия внешнего мира. Только после этого можно приступать к медитации - дхаре (сосредоточению) и дхьяне (созерцанию). О самадхи я намеренно умолчу, поскольку эта ступень, являющаяся, согласно Патанджали, целью йоги, вызывает слишком много разночтений. Применение медитативных техник будет эффективно только в том случае, если человек готов к этому морально, ментально и физически. Медитативные навыки нарабатываются в процессе практики асан и пранаямы, то есть в процессе работы с телом и сознанием. Не имея этих навыков, вы можете практиковать "медитацию" хоть тысячу лет, но толку от этого не будет. На секунду задумайтесь, чем вы занимаетесь на самом деле и дают ли ваши занятия какой-либо эффект. Кроме того, обязательно обратите внимание на ступени, предшествующие медитации, и попробуйте начать с них. Не тратьте время впустую, рискуя своим психическим и физическим здоровьем, ведь нарушить равновесие в организме легко, а вот восстановить не так просто. Какие черты медитативных практик можно выделить как характерные?
Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту.
Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения.
По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.
По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в процессе медита-ции, существует во всех системах медитации, только называется разными именами: “остановка внутреннего диалога” у Кастанеды, механический “ненужный разговор” у Гурджиева и так далее.
Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретают чувство глу-бинного спокойствия, психической релаксации, улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что медитация должна стать образом жизни практикующего.
При всех видах медитации достигается этап, который описывается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка, ума.
Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг, трансцендентальная медитация).
Добавлено (28.01.2010, 15:04)
---------------------------------------------
О себе - я начала учиться медитации недавно.
Концентрируюсь на дыхании и спокойно отпускаю мысли - позволяю им быть, но не погружаюсь в них. Ощущение легкости и свободы! Такая ясность ума. Хочется больше времени уделять медитации, но не могу приучить себя вставать рано.